|
Мной эта тема никогда не муссировалась и не дискутировалась,но один момент меня откровенно вывел из себя.Причем на это меня вынудил человек,женщина,которая была депортирована вместе со своей семьей.Она жительница Грозного,на момент депортации,молодая девушка.Разговор этот присходил летом 1992 года ,в Грозном.Эта женщина,назовем её Жамилат,на тот момент уже в годах,имела взрослых детей,держала корову ,домашнюю скотину и небольшой сад-огород.Очень любила корову,относилась к ней ,как к человеку,с большой любовью доила её и отправляла пастись в стадо и встречала.Она сама подняла тему депортации,при чем ,жаловалась,что де их депортировали в Северный Казахстан и жизнь была тяжелой.На вопрос ,а депортировали на передний край или глубоко в тыл???????А так же на вопрос ,а кому из обычного ,да и не совсем простого населения ,во время ВОВ в СССр жилось хорошо????? Ответа не последовало....Немая сцена,как по Гоголю.Но не это возмутило меня, а другое.Одна,очень важная деталь. Бабушка Жамилат говорила,что там же в Казахстане , у нее тоже была корова,неплохо однако,уже не голод!И скотинка была не у всех.Она рассказывала,как с любовью доила корову и сепарировала молоко.......Чтооооо? Мой вопрос:"Вы где взяли сепаратор в это трудное время?????"Понятно,что это ручной сепаратор,не электрический,но тем не менее.Это бытовая техника !У кого она была во Время ВОВ?????Это к вопросу о тяжелой жизни...Но на вопрос о скпараторе ответа не последовало,так как Жамилат была увлечена свои рассказом мне о своей жизни в Казахстане и о своей корове в то время.Но меня заинтересовало,где она ,в тяжелое для всех время ,взяла Сепаратор????????Только видя,что я в 5 раз спрашиваю,откуда у неё взялся Сепаратор в это время???Она ответила с большим удивлением:"А что здесь такого?????" Во как ,думаю!А то здесь такого,бабушка Жамилат Халидовна,что мой дед,родом с Черниговщины,с Украины,а его отец был репрессирован в Западной Сибири ,в 1938 году.Для моего деда,19-летнего парня ,на тот момент, ВОВ началась 22 июня 1941 года ,служил в Красной Армии,на погранзаставе в Белоруссии,на границе с Польшей.Так что ему ему прямо,практически,на голову прилетело ,как и всем на той погранзаставе и не только.Дед прошёл всю войну,был танкистом,вернулся домой в Западную Сибирь осеню 1946 после японской.Так вот ,они жили в деревне с бабушкой,у них было большое хозяйство.И Сепаратор ,они смогли купить только в конце 70-х годов прошлого столетия.Так как был дефицит этого товара,а ббабушка собирала сливки таким образом,вешала бидон с молоком в колодец и таким образом ,неделю собирала сливки.И мне ,категорически было запрещено приближаться к сепаратору.С ним деликатно обращались,его мыли после каждого сепарирования и убирали на шкаф,чтобы ,ни дай Боже ,никто не сломал .И это конец 70-х годов.А тут вдруг ,в 40-х годах и после ВОВ ,когда людям в СССР ,котрый лежал в руинах,элементарно,жрать было нечего, ТУТ ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ С СЕПАРАТОРОМ.....Не сходятся вселенския причитания с реальными событиями,ну никак....Так что ,прежде чем лить слёзы,надо в этой теме детально разобраться ,а не вешать людям лапшу на уши об этих событиях!
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/316945/ © Кавказский Узел |
|
FB posting
|
|
Не все народы реабилитированы, не у всех народов восстановлены автономии, не все вернулись на родные земли. Вопросы и проблемы реабилитации будут кровоточить до тех пор, пока не будут выполняться законы, принятые по реабилитации, пока не будут в полном объеме восстановлены автономии в том виде, каком были в момент депортации и решение многих сопутствующих проблем. Считать, что реабилитация прошла - это спрятать голову в песок как страус. Еще много дел впереди, нужны целенаправленные действия на восстановление сел, которые остались незаселенными, потому как туда не пустили. Например, селение Усхур / Усхуртук - древнейшее селение, а его как метлой подмели. Все эти вопросы очень болезненны и закроются только правильным решением и восстановлением сел.
|
|
А как быть казакам? В соответствии с Декретом от 24.01.1919 года казачество, как народ подлежало УНИЧТОЖЕНИЮ! Нас вроде, тоже реабилитировали тем же законом в 1992 году - и что? Где земли? Где признание народом? Может все же об этом когда-нибудь поговорим?
Все верно. Только казаки не подличали уничтожению, а были расказачены, в отличие от раскулаченных они депортированы не были, а вот реабилитированы, были. Процесс затянулся из- за того, что, в частности, в Ингушетии, реабилитация была, а казаков не было. Процесс затянулся, но некоторое время назад собрав около 200 человек Сунженский Казачий Округ в составе Ингушетии восстановили. Атаман - Василий Иванович, но не Чапаев - является заместителем председателя Народного Собрания Ингушетии. |
|
Уважаемые читатели, дорогие спикеры! Мы закрываем наше обсуждение. Как видите, оно было бурным, потому что всколыхнуло и личную память, и память об истории своей семьи, и вывело нас на обсуждение концептуальных вопросов о том, что такое историческая травма и как с ней работать. Мне кажетсяв этом плане важным комментарий Виктора Александровича Шнирельмана - о том, что может сделать гражданское общество. Давайте его внимательно перечитаем, и пусть он станет стимулом для конкретных гуманитарных проектов.
Спасибо всем за участие. дайджест нашей дискуссии выйдет в моем блоге на КУ. |
|
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Facebook. Просим участников дискуссии откликнуться. В Ингушетии официально введен запрет на возвеличивание Сталина. Другие депортированные народы также считают его тираном, преступником и убийцей. Ну, а другие, некоторые представители не депортированных народов на Северном Кавказе, да и в некоторых российских регионах на уровне региональной или муниципальной власти ставят памятники, чествуют его дни рождения и поминают его в день смерти. широко известна такая практика в Северной Осетии, в прошлом году в г. Каспийске Республики Дагестан депутаты горсовета приняли решение переименовать ул. Мира в улицу Сталина. Что это? Для чего? лично у меня это не укладывается это в голове. Ведь тот же Сталин репрессировал многих осетин, представителей дагестанских народов из числа интеллигенции, религиозных деятелей, военнослужащих. На мой то взгляд чествуя тирана - сам становишься похожим на него. |
|
цитата: Людмила ХутДа, согласна. Ресурсы личности направлены на проработку этого травмирующего опыта.цитата: Murat Shogenov На мой взгляд, спекуляции на тему депортации и незавершенной реабилитации со стороны, как государства, так некоторых представителей гражданского общества, зарабатывающих статусные дивиденды, а также академического сообщества, действительно мешают поступательному культурному развитию народов. Складывается некая политэкономия исторической памяти, в которой память о депортации является важным ресурсом. Соответственно возникают и исторические предприниматели, удовлетворяющие спрос на нее, которые готовы производить и обменивать память на что-то еще.Солидарна, Мурат 2. Если уже есть предыдущий опыт , когда с тобой несправедливо поступили и виновный не понёс наказания. На этом удобно и легко можно играть и мобилизовать людей,так как есть хорошая почва для манипуляций . |
|
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" во Vkontakte. Просим участников дискуссии откликнуться. |
|
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" во Vkontakte. Просим участников дискуссии откликнуться. |
|
цитата: Айдер Булатов Я считаю, что наша сегодняшняя конференция, это дань памяти десяткам тысяч людей, невинно пострадавших и погибших в местах депортации от холода, голода, унижений и тоске по родине. Память о депортированных (репрессированных) народах должна остаться в памяти нашего общества на долгие годы. Наши потомки должны знать правду и больше никогда не допускать такой чудовищной человеческой катастрофы. Поддерживаю... Только жаль, что дальше этого и этой дискуссии ничего не пойдет и нет реальных попыток перешагнуть этот период нашей общей истории. |
|
цитата: Murat Shogenov На мой взгляд, спекуляции на тему депортации и незавершенной реабилитации со стороны, как государства, так некоторых представителей гражданского общества, зарабатывающих статусные дивиденды, а также академического сообщества, действительно мешают поступательному культурному развитию народов. Складывается некая политэкономия исторической памяти, в которой память о депортации является важным ресурсом. Соответственно возникают и исторические предприниматели, удовлетворяющие спрос на нее, которые готовы производить и обменивать память на что-то еще.Солидарна, Мурат |
|
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" во Vkontakte. Просим участников дискуссии откликнуться.ок, лично я не против, чтобы и с казакми и со всеми остальными поговорили "без купюр". Тем более у нас объявлено сейчас определение всех границ и решение вопросов тяжелого наследия прошлого. |
|
Я считаю, что наша сегодняшняя конференция, это дань памяти десяткам тысяч людей, невинно пострадавших и погибших в местах депортации от холода, голода, унижений и тоске по родине. Память о депортированных (репрессированных) народах должна остаться в памяти нашего общества на долгие годы. Наши потомки должны знать правду и больше никогда не допускать такой чудовищной человеческой катастрофы.
|
|
цитата: Наима Нефляшева У меня вопрос к Валентине. Цитирую Ваш пост: "Я думаю, что целенаправленное создание публичных пространств (в том числе и за пределами Кавказа), в рамках которых мог бы существовать и продуктивно развиваться дискурс о депортации и ее последствиях, мог бы со временем снизить уровень травматичности этого вопроса".В качестве примера можно привести проект группы визуальных антропологов, которые делали выставки фотографий из семейных архивов. Семейные архивы жителей Донбасса они выставляли в Украине и наоборот. Предлагалось оставлять свои комментарии и впечатления в книгах отзывов. Открыть доступ к информации о депортациях и проводить открытые дискуссии. Много вариантов можно предложить, если действительно захотеть. |
|
Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" во Vkontakte. Просим участников дискуссии откликнуться.
Ребята, я понимаю их горе, переселение это жестоко, но эти народы реабилитированы и им, практически, возвращено то что у них отняли, в том числе и территории их проживания А как быть казакам? В соответствии с Декретом от 24.01.1919 года казачество, как народ подлежало УНИЧТОЖЕНИЮ! Нас вроде, тоже реабилитировали тем же законом в 1992 году - и что? Где земли? Где признание народом? Может все же об этом когда-нибудь поговорим? |
|
цитата: Madina Ramazaeva В рамках рассмотрения феномена наследования коллективной травмы стоит обратить внимание на понятие «постпамяти», которое ввела Марианна Хирш (Hirsch, 2012). В своих работах она высказывает предположение о том, что травматические события могут породить воспоминания у тех, кто не был прямым участником этих событий. Потомки могут остро переживать травматические последствия несмотря на то, что сам травмирующий опыт имел место поколение назад. «Постпамять» сопряжена с восприятием истории и описывает способность отдельно взятого человека припомнить и прочувствовать то, что он может знать только из рассказов и поведения окружающих людей. |
|
Третий вопрос.
Да, мешает. Я затронула эту тему в ответе на второй вопрос. Но не память мешает, а нерешенные вопросы и отношение к ним государства. Что касается межнациональных отношений, то государство должно выступать регулятором в их отношениях. Любые вопросы можно решить при желании. Но мы видим лишь замалчивание проблемы. Такое ощущение, что эти "мины" сохраняют специально до нужного случая. Понятно, что их специально заложила тоталитарная система, она основана на терроре, но обязанность любого "преемника" исправлять эту ситуацию. Четверти века для этого должно было хватить, но вместо этого мы видим только попытки "вернуться в прошлое". Как сказано было выше, трагическая дата и события сохраняются в генетической памяти народа, но доброжелательная среда вокруг, развитие в науке и культуре, отсутствие коррупции, чувство, что государство защищает своего гражданина, его права, могли бы помочь перешагнуть этот барьер. Но, увы, все только усугубляется пока. И в стране снова появились жертвы политических репрессий. На 500 тыс (условно) населения 30 человек политических заключенных в одной Ингушетии. В процентном соотношение, пока самый большой процент. |
|
Резюмируя свою позицию, хочу сказать следующее….
Все попытки замылить проблему сверху, и все ожидания, что придут на коленях посыпая голову пеплом снизу, это бессмысленно для всех. Все попытки отрицать преступность депортации, оправдывая это чем угодно, хоть белым конем или чем то другим это и есть попытки оправдать тот же холокост или любое другое преступление против человечности. Если же, и власть и общество (российское) признает, это преступлением, то нужно добиться полного восстановления в правах, в том числе и в территориальных. Это высшая справедливость для всех. Все остальные попытки играть на этом поле снизу или заигрывать с властью на этой почве, это предательство. |
|
Комментарий от профессора В.А. Шнирельмана:
История народов необычайно сложна, и у многих имеются свои скелеты в шкафу. По-этому специалисты по социальной памяти уделяют немало внимания травматической памяти и способам ее преодоления. При этом следует иметь в виду три важных момента: во-первых, со временем исторические события переосмысливаются и нередко понимаются иначе последующими поколениями; во-вторых, мемориалы, памятники и памятные знаки тоже имеют свою историю и в разных контекстах воспринимаются по-разному; в-третьих, виктимизация нередко используется для повышения престижа народа в глазах мирового сообщества. Поэтому травматическая память включает не только воспоминания о прошлых горестях и несчастьях, но и знания о соответствующих монументах и связанных с ними ритуалах. Иными словами, это – живая, а отнюдь не какая-либо замороженная память. Такая память играет важную роль в формировании идентичности. Она вызывает сильные эмоции (страх, гнев, ненависть, недовольство, разочарование), нередко окрашивает представления о месте данного народа в конкретном регионе, в истории страны и в мире в целом, а также порождает желание восстановить справедливость. В этом отношении травма, с одной стороны, сплачивает общество, но, с другой, противопоставляет его другим, рассматривающимся в качестве недругов. Это может создавать основу для протестной активности и для насильственных действий. Поэтому важнейший вопрос – как излечить травму. Ведь не изжитая и не преодолен-ная травма не позволяет придти к примирению и восстановить гармонию. В этом отноше-нии очень важно то, как ведет себя власть. Например, большую позитивную роль в Австра-лии сыграло публичное извинение премьер-министра перед аборигенами, а также то, что в 2000 г. олимпийский огонь доверили зажечь Кэтти Фримен, имеющей аборигенное происхождение. Есть такой опыт и у нашей страны - осуждение пакта Молотова-Риббентропа Съездом народных депутатов СССР в 1989 г. В свою очередь Б.Н. Ельцин принес извинение депортированным народам, а позднее извинился за войну в Чечне. И при нем был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», который, правда, плохо реализовался на практике. Но, наряду с этим, у нас имеется и негативный опыт – например, нежелание предоста-вить подобающее место черкесам при открытии Сочинской Олимпиады. Это хорошо вписы-вается в ту парадигму, которая требует минимизации внимания к депортации при изложе-нии курса истории в школе. В этом отношении у нас, к сожалению, происходит откат к советской практике, что отнюдь не способствует гармонизации межэтнических взаимоотно-шений. В этих условиях умаление памяти о депортации ведет вовсе не к преодолению на-пряженности, а, напротив, к тому, что та загоняется вглубь. Причем происходит своеобразная аккумуляция негатива, ибо все неизжитые прошлые обиды суммируются и сплетаются в огромный клубок, грозящий в будущем мощной лавиной, сметающей все на своем пути. Нечто подобное и происходило во время недавних войн в Чечне, и Россия вовсе не гарантирована от этого в будущем. Преодоление травмы требует, во-первых, принятия надлежащих мер в политической и социальной сферах, которые были бы восприняты и одобрены местным населением как меры по восстановлению справедливости. При этом характер таких мер следовало бы обсудить на местах с заинтересованными сторонами. Во-вторых, нужно полностью открыть архивные данные о депортации и дать возможность специалистам внимательно и всесторонне их изучить. Также следует открыто осудить тех, кто принимал решения о депортации и проводил эти решения в жизнь. В-третьих, следует включить память о депортации в общероссийскую память о репрессиях. Ведь в РФ на государственном уровне 30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий, введенный правозащитниками в 1974 г. и официально узаконенный 18 октября 1991 г. А 30 октября 2009 г. тогдашний президент РФ Д. А. Медведев осудил оправдание сталинских репрессий. Вот его слова: «Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправдания». И далее: «Не менее важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ». Этот памятный день посвящен всем невинно пострадавшим, включая прежде всего уз-ников ГУЛАГа, и отмечается в целом ряде городов России, но не на Северном Кавказе. Ду-маю, в список невинно пострадавших, памяти которых посвящен этот день, следует вклю-чить и депортированные народы, чтобы они стали неотъемлемой частью общероссийской памяти о репрессиях. Люди должны знать правду, чтобы рецидивы сталинистской пропаган-ды окончательно потеряли свое оправдание. Это, разумеется, требует широкой разъясни-тельной работы с привлечением как специалистов-историков, так и журналистов и писате-лей. Как отмечают некоторые специалисты, занимающиеся вопросами преодоления травмы, политикам и дипломатам следует позаботиться о создании широких площадок, где люди могли бы свободно обсуждать травматическое событие и дать волю своим эмоциям. Причем к такому обсуждению следует привлекать не только потомков жертв былых несправедливостей, но и более широкие слои населения. Ведь травма, непосредственно затронувшая часть граждан страны, неизбежно косвенным образом отражается и на остальных, в особенности, если речь идет о политических процессах. Только так можно преодолеть травму сталинизма, в чем заинтересованы не только подвергавшиеся депортации народы, но и все население России в целом. В этом отношении примером может служить Германия, где с течением времени, пусть и не без труда, преодолевается травма, связанная с периодом нацизма. Только так можно преодолеть чувства стыда и вины, связанные с исторической травмой. Травма – это тяжелое наследие, которое требует, во-первых, проговаривания, во-вторых, эмпатии и терпения, в-третьих, благожелательного отношения соседей. В этом кон-тексте огромную роль способно сыграть гражданское общество, не связанное напрямую с государством. Ведь только развитое гражданское общество способно противостоять нечис-топлотным политикам, желающим манипулировать людьми, память которых отягощена ис-торической травмой. |
|
цитата: Айдер Булатов Закона о введении наказания за оправдание сталинских репрессий общество так и не получило, хотя во время "горбачевской перестройки" какие-то попытки предпринимались.Айдер, Вы яя, с 2014 года что-то изменилось в этом направлении, осуществляются ли какие-либо меры реабилитации крымских татар? |