Талыши
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Талыши (самоназвание - "толыш", мн. ч. - "толышон") - народ, проживающий в Азербайджане и Иране.
В 1993 году была предпринята неудачная попытка создания в Азербайджане талышской автономии. После этого власти республики стали опасаться разрастания сепаратистских настроений среди талышей. 1
В 2008 году главный редактор единственной газеты на талышском языке 2 "Толыши садо" ("Голос Талыша") Новрузали Мамедов был приговорен в Азербайджане к 10 годам лишения свободы и умер в тюремной больнице. 3 В 2012 году сменивший его на посту главреда Гилал Мамедов также был арестован. Незадолго до ареста Г.Мамедов получил известность как автор видеоролика "Ты кто такой? Давай, до свидания!".
Содержание:
- Демография и религиозная принадлежность
- Талышский язык
- География расселения
- Происхождение и история
- Культура и традиционный образ жизни
- Современное положение талышей в Азербайджане
- "Толыши садо"
- "Ты кто такой? Давай, до свидания!"
Демография и религиозная принадлежность
Антропологически талыши относятся к балкано-кавказскому типу большой европеоидной расы. 4
Вопрос о численности талышей является очень спорным из-за отсутствия точных данных.
Примерная численность талышей по основным странам проживания на 2010 год: 5
- Иран: 139 тыс. чел.
- Азербайджан: 92 тыс. чел.
- Россия: 2 тыс. 600 чел.
- Казахстан: 700 чел.
- Украина: 100 чел.
- Всего: около 235 тыс. чел.
В Азербайджане численность талышей в 1926 году составила 77,3 тыс. человек. Впоследствии народность переписями не выделялась. По данным переписи 1989 года, в Азербайджане проживало 21,2 тыс. талышей. Повидимому, эта цифра не соответствует действительности, - многие талыши были записаны азербайджанцами, так как испытывают сильное влияние азербайджанской культуры и языка. Численность талышского населения в Иране оценивается в 100 тыс. человек. Перепись населения Азербайджанской Респубики 1999 г. определила численность талышей в 76,8 тыс.чел., а в 2009 г. – 112 тыс. чел. 6
Однако по некоторым оценкам общая численность талышского населения доходит до 500 тыс. человек. 7
Также некоторые источники утверждают, что численность талышей оценивается в 500 тысяч человек в Азербайджане и примерно 600 тысяч человек в Иране. 8
Большая часть талышей исповедует ислам шиитского толка, но имеется заметное число приверженцев суннитской ветви ислама.
Талышский язык
Талышский язык относится к северо-западной ветви иранской языковой группы индоевропейской языковой семьи. Наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане и вымершему килитскому языку. 9 Более отдалённое родство он обнаруживает с гилянским и мазендеранским языками. 10
По некоторым данным, талышский язык является осколком древнего азербайджанского языка иранского происхождения, каким он был до тюркизации азербайджанцев сельджуками и некоторыми другими тюркскими народами. По другим – это уникальный, хотя и родственный азербайджанцам народ. Точно установлено, что талыши имеют в своем языке мидийский субстрат и, по-видимому, какого-либо заметного влияния на народы Северного Кавказа не оказали.
В талышском языке можно выделить четыре говора: астаринский, ленкоранский, лерикский и масаллинский, тесно примыкающий к ленкоранскому. 11
В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-30-х годах в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 30-х годов издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. 12
География расселения
Талыши проживают на севере Ирана и юго-востоке Азербайджана. Исследователи обычно считают талышей аборигенами этого региона, но проблема их этногенеза не разрешена. 13
В исторической и географической литературе принято называть юго-восточные районы Азербайджана, занимающие Ленкоранскую низменность и Талышскую горную систему – Талыш. Исходя из ряда историко-культурных факторов, этнографы выделяют этот регион в отдельную этнографическую зону (Талыш). Северной границей Талыша считается река Виляш, южной – река Сефидруд, западной же является Талышский хребет.
В этнографическую зону Талыш входит пять административных районов – Астаринский, Ленкоранский, Масаллинский, Лерикский, Ярдымлинский. Талыши проживают в Астаринском, Ленкоранском, Лерикском, и юго-восточной части Масаллинского района, а также в таких крупных городах, как Баку и Сумгаит. В западной части Лерикского района, в Ярдымлинском и северо-западной половине Масаллинского района проживают азербайджанцы. Селения, расположенные на границе расселения талышей и азербайджанцев, имеют смешанное население.
В Иране талыши расселены компактной группой к югу от границы с Астаринским районом Азербайджана. Населяют они пять областей (шахристанов) провинции Гилян. Проживают еще в области Халхал и группе селений вблизи Ардебиля.
Происхождение и история
Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории талышей остаётся окончательно не выясненной. Большинство ученых считают талышей автохтонным населением региона и сходятся во мнении, что территория их расселения в древности была более обширной.
Территория, населённая талышами, в древности входила в состав Мидии, а впоследствии - Атропатены. По свидетельству греческих источников во второй половине I тыс. до н.э. юго-западное побережье Каспийского моря населяли каспии, кадусии, гелы, телюмаи, талаи (талы). Телюмаи жили у юго-западного берега Каспия, талаи рядом с Тарвикисом (Тебриз). Античные источники указывали на расселение этих общностей и в Кавказской Албании. Ученые предполагают, что эти племена участвовали в этногенезе талышей. 14
В 558 г. персы при царе Кире (Куруш) из династии Ахеменидов восстают против мидийцев и устанавливают свою власть над территорией от Малой Азии до Индии. Но персы, как сообщают все античные историки, лишь переняли обычаи и быт мидийцев, не нанеся вреда мидийской культуре региона. Династия Ахеменидов удержалась на переднеазиатском троне более двух столетий. Конец их гегемонии положил Александр Македонский в битве при Гавгамелах 1 октября 331 г. Участие в битве принимал также сатрап (правитель провинции) Мидии Атропат, котрый после смерти Искандара сохранил независимость своей страны, так называемой Малой Мидии или Атропатены. Именно от топонима Atarpatakan произошло слово "Азербайджан". Во II веке до н.э. власть в Иране захватывают Аршакиды – парфянская династия, которой удалось держать власть в своих руках в течение пяти веков. Они были свергнуты в 224 г. н. э. Ардаширом – искателем приключений из династии Сасанидов. После падения Сасанидской империи Талыш в 639-643 гг. становится частью Арабского Халифата.
Процесс принятия ислама в бывшей Атропатене протекал медленно. Главной причиной этому явилось то, что область Малой Мидии была религиозным центром зороастрийцев, где в обществе глубоко укоренились зороастрийские традиции и обряды, нравы и устои. Даже после принятия новой религии эта область являлась одной из неспокойных провинций Арабского Халифата, где происходили многочисленные восстания. Самым большим из них явилось восстание хуррамитов во главе с Бабеком, продолжавшееся двадцать лет (817-837 гг.) и подавленное лишь из-за предательства в стане Бабека. Основываясь на арабских источниках, утверждающих, что главная цитадель хуррамитов – Базз – находится "между Азербайджаном и Араном", многие ученые сходятся во мнении, что очагом восстания и родиной Бабака является местность между Ардебилем и Арраном, т.е. талышеговорящий регион. После подавления восстания хуррамитов и из-за ослабевшей власти Халифата область Северной Мидии (впрочем, как и всего Ирана) превращается в арену междоусобных войн, конец которым положило нашествие монголов, которые завоевали Талыш в 1307 г. Вслед за монголами Иран, в том числе и Талыш, был опустошен походами Тамерлана. Арабские завоевания и кочевнические набеги оставили неизгладимый след в культуре талышей.
В ХV веке в армянской редакции "Романа об Александре Македонском", написанном в V веке, впервые упоминается Талыш: "И рассказал он, что он – беженец из Каспийских ворот, возле страны Талыш (T’alis) в области Гилян". Талыш появляется также в работах ат-Табари, Балазури и других раннеарабских авторов, как ал-Тайласан, а в работах персидских историков, как Талышан и Тавалеш.
В 1502 году власть в Иране захватывает Исмаил I – создатель Сефевидской империи. Талыши сыграли важную роль в создании государства Сефевидов. Так, тесть и учитель шейха Сафиаддина Ардабили (основатель династии Сефевидов) шейх Захид Гиляни был по происхождению талышом; также двое из преподавателей шаха Исмаила носили эпитет "Талыши"; кроме того, талыши были одной из главных сил в войске Шах Исмаила, который в детстве три года скрывался от вражеских войск в селе Арчон (Аркиван) в Талыше; шах Аббас (самый могущественный правитель Сефевидской династии) в результате заключения Стамбульского мирного договора уступил туркам-османам территорию Азербайджана, кроме Ардебиля и Талыша. При первых сефевидах талыши получили широкие права, которых частично лишилась при Аббасе I. Из-за этого в Талыше было поднято восстание против центральной власти в 1593г., которое очень быстро подавили.
В 1735 г. регент последнего сефевидского правителя Аббаса III Тахмасп-Гули-хан сверг правящую династию и начал править под именем Надир-шаха.
В 1747 г. талыши во главе с Сейид Аббасом создают свое национальное государство – Талышское ханство. Мир Мустафа хан (1747-1814 гг.) был самым известным правителем ханства. Он является одним из самых известных политиков и полководцев Азербайджана. Именно благодаря его усилиям, Талышское ханство увеличилось в пределах и долгое время оборонялось от Ирана и России. По Гюлистанскому мирному договору (1813 г.) Талышское ханство вместе с другими ханствами Азербайджана вошло в состав Российской империи.
В это время начинается самый большой этап изучения Талыша. В большинстве своем русские ученые изучают географию, язык, этнографию, историю и культуру талышей. В "Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи" указывается, что в России на 1886 год проживало 50510 талышей, а в "Кавказском Календаре на 1895 год" весь Ленкоранский уезд поголовно записан как талыши.
Однако идея собственной государственности в Талыше сохранилась. В 1919 году талыши приняли активное участие в создании Муганской Советской Республики (МСР), создание которой во многом было спровоцировано пантюркистской политикой мусаватистского правительства Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Муганская Советская Республика просуществовала всего три месяца и была разгромлена пантюркистами.
В первые годы Советской власти начали появляться талышские школы в Азербайджане. Этот период истории талышей ознаменовался резким ростом национального самосознания талышского народа. В 1920-1930-е годы ведется интенсивная работа по созданию школьной литературы и самой литературы в целом на талышском языке.
Однако в сталинский период ситуация резко изменилась. Начиная с 1937 года в результате сталинской национальной политики о самом существовании ираноязычных народов Азербайджана упоминать было запрещено. Вследствие этого уже в послевоенный период в переписях населения талыши не указывались как отдельный этнос. Представители талышской интеллигенции, которые не соглашались с таким положением дел, подвергались репрессиям со стороны НКВД (КГБ).
Культура и традиционный образ жизни
Традиционные занятия талышей - земледелие (пшеница, рис), животноводство (крупный рогатый скот), шелководство, а также ремёсла - плетение (корзины, циновки), производство шёлковых и хлопчатобумажных тканей. В последние десятилетия распространилось выращивание чаяй, цитрусовых, развивалось овощеводство. В Иране талыши занимаются земледелием, садоводством и скотоводством.
Традиционные поселения небольшие, в низменно-предгорной зоне разбросанные, в горной - компактные. Жилище в разных природных зонах отличалось главным образом строительным материалом: в приморско-предгорной - использовалось дерево, камыш, в горной - камень. Покрытием двух- или четырёхскатной крыши служили осока, дранка, тёс.
Наиболее распространённый традиционный тип жилища - срубный дом без фундамента (анджинака), стены которого внутри и снаружи обмазаны глиной. Отапливалось открытым очагом без дымохода (гара бухары) или камином (бухары); в ХХ веке распространилась железная печь. Во дворе устраивали сезонное жилище, высоко поднятое на кирпичных или деревянных столбах (лям), - место отдыха и ночлега семьи с мая по октябрь. 15
Традиционная одежда сходна с азербайджанской. Мужчины носили рубаху, штаны, архалыг, папаху или войлочную шапку; женщины - рубаху, широкие длинные штаны, широкие сборчатые юбки, архалыг, головные платки, девушки надевали шапочку (арахчин), сходную с тюбетейкой. На ногах носили шерстяные носки, кожаную обувь.
Талышский фольклор – одна из древнейших культур региона. Это подтверждается тем, что в устном народного творчества талышей сохранились черты доисламского периода.
В 1920-1930-е гг. XX века в Азербайджане было напечатано около 500 книг на талышском языке. Их изданием под руководством великого талышского поэта З. Ахмедзода занимались Г.Алекперли, А.Махмудов, Ш. Тагизода, М.Насирли и др. Этот процесс развития талышской литературы остановили сталинские репрессии. Главный просветитель Талыша Зулфугар Ахмедзода (Пенсаж) был арестован и сослан в Сибирь, где умер 9 июня 1940 года. Уже в 80-е годы XX века широкому кругу читателей стали доступны литературные произведения на талышском языке таких авторов, как Тофиг Ильхом, Али Насир, Ханали Толыш, Валишах, Джамал Лалазоа.
Изданы различные прозаические и драматические произведения Талыби Шахана, Ханали Толыша, Али Насира. Ведутся работы в области переводов.
Важное место в культуре талышей занимает музыка. Существует несколько жанров талышских народных песен: "халай", "ло-ло". Исполняются они хором 10-15 женщинами, которые выстраиваются в два ряда друг напротив друга. Есть также другие песни (их также поют женщины), при исполнении которых не нужны инструменты, а ритм поддерживается лишь хлопками в ладоши, что говорит о глубокой древности этих песен. В Азербайджане существуют четыре талышских фольклорных ансамбля: "Авеста", "Ховон" ("Баджилар"), "Халай" и "Лаггути". У талышей Ирана известны имена таких певцов как Рухангиз, Армин Фариди, Сохраб Захири и Хади Хамиди.
Усилиями двух молодых талышских патриотов Ниджата и Талеха Агаевых в Азербайджане появилась первая талышская киностудия "ЭДЖИ-МУР". Ими при содействии Международного фонда возрождения талышской культуры были сняты три фильма: "Додо", "Дыласут", "Дыво".
Современное положение талышей в Азербайджане
В конце 1980-х гг. в Азербайджане была основана талышская организация под названием Талышская национальная партия возрождения. 16 В июне 1992 года состоялся первый официальный съезд партии, принявшей название Талышской Народной Партии. Стратегической целью партии была объявлена автономия талышей в составе Азербайджана. Поскольку партию отказались зарегистрировать под этим названием, она была переименована в Партию равенства народов Азербайджана. 17
В 1993 году армянские войска на карабахском фронте развернули широкомасштабное наступление и захватили несколько районов на западе Азербайджана. Это наступление вызвало мятеж Сурета Гусейнова и общий кризис власти в Азербайджане. Этим воспользовалась группа офицеров-талышей во главе с полковником Аликрамом Гумматовым, которые 21 июня 1993 г. в Ленкорани провозгласили Талыш-Муганскую Автономную Республику. Были сформированы местные органы власти, и созвано учредительное собрание - Национальный Меджлис. Алиакрам Гумматов дважды встречался с новым главой Азербайджана Гейдаром Алиевым, однако первый не согласился отказаться от автономии, а второй — признать ее. Выступление не получило значительной поддержки со стороны талышского населения, и спустя два месяца (23 августа) республика пала. Алиакрам Гумматов был приговорен к пожизненному заключению и после 10 лет, проведенных в тюрьме, в 2004 г. был лишен азербайджанского гражданства и депортирован в Голландию. Партия равенства народов Азербайджана была запрещена, хотя фактически продолжила своё существование.
После событий 1993 года власти Азербайджана опасались разрастания сепаратистских настроений среди талышей. Кроме того, в Азербайджане бытовало мнение о том, что талышский сепаратизм поддерживается Тегераном, который таким образом пытается повлиять на политическую обстановку в республике. 18
В 2005 19 и 2011 годах на территории Армении состоялись Первая и Вторая конференции по талышеведению. В ходе конференции 2011 года член иранского совета "Центр талышеведения" Ясе Каранзаде заявил: "В результате проведенной Азербайджаном антиталышской политики, талыши лишились своей культуры, они не имеют даже возможности говорить на своем родном талышском языке".
"Толыши садо"
В 2008 году главный редактор единственной газеты на талышском языке 20 "Толыши садо" ("Голос Талыша") Новрузали Мамедов был приговорен к 10 годам лишения свободы за государственную измену. По версии обвинения, он "вел антиазербайджанскую пропаганду со страниц газеты", а также "помогал Ирану в его враждебной деятельности" . Правозащитники признали Новрузали Мамедова политзаключенным и создали Комитет защиты его прав. Комитет возглавил Гилал Мамедов. 21
17 августа 2009 года Новрузали Мамедов скончался в тюремной больнице. По неофициальным данным, к журналисту применялись пытки. Позже скончались оба его сына - Эмиль и Камран. 22
21 июня 2012 года был арестован Гилал Мамедов, занимавший после смерти Н.Мамедова пост главного редактора "Толыши садо". 4 июля ему были предъявлены обвинения в государственной измене, разжигании межнациональной розни и незаконном хранении наркотиков. На суде Г. Мамедов отказался от дачи показаний и призвал своих защитников участвовать в процессе формально, ввиду его закрытости и непрозрачности.
По мнению российских и азербайджанских правозащитников, дело против Г. Мамедова было сфабриковано по политическим мотивам, а следствие велось с грубыми нарушениями закона. Обеспокоенность арестом Мамедова также выразили правозащитные организации "Международная амнистия" 23 и "Хьюман Райтс Вотч" 24. В Азербайджане правозащитниками был создан "Комитет в защиту прав Гилала Мамедова". Кроме того, уголовное преследование Мамедова осудили Международная федерация за права человека и Всемирная организация против пыток, а также Международный фонд по защите лиц, отстаивающих права человека (Frontline Defenders).
27 сентября 2013 года суд признал Гилала Мамедова виновным и приговорил его к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
После ареста Г.Мамедова газета "Толыши садо" продолжила выходить. Тираж издания - около двух сотен экземпляров. 25 Кроме того, выпуски газеты доступны в интернете.
"Ты кто такой? Давай, до свидания!"
Незадолго до своего ареста Гилал Мамедов привлек к себе внимание, засняв и выложив в интернет видеоролик "Ты кто такой? Давай, до свидания!", в котором две группы - талыши и бакинцы - исполняли на свадьбе стихотворные состязания шуточно-сатирического характера под ритмический аккомпанемент дэфа. Ролик, загруженный на YouTube 25 января 2012 года, стал очень популярным и им стали активно интересоваться ведущие российские СМИ, обратившие внимание и на вопрос соблюдения прав талышей.
Примечания:
- "По следам мейханы" - сайт "Лента.Ру", 26 июня 2012 года.
- "Баку держит нацменьшинства в ежовых рукавицах" - сайт "EurasiaNet", 11 сентября 2012 года.
- "По следам мейханы" - сайт "Лента.Ру", 26 июня 2012 года.
- "Народы мира. Энциклопедия" - М.: ОЛМА Медиа Груп, 2007.
- Talysh, Talish Ethnic People in All Countries - Joshua Project.
- Данные, приводимые Национальным статистическим комитетом Азербайджана. – Интернет-сайт Национального статистического комитета Азербайджанской Республики.
- Hema Kotecha. Islamic and ethnic identities in Azerbaijan: emerging trends and tensions - Development Researcher, Anthropologist, July 2006.
- "Талыши массово покидают Азербайджан" - NovostiNK.ru, 17.02.2010 г.
- Миллер Б. В. Талышский язык и язык азери. М., 1953.
- "Талыши" - сайт "Народы России".
- Умняшкин А. А. "Иранские языки Кавказа: история изучения талышского языка" - Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 14 (229). Политические науки. Востоковедение. Вып. 10. С. 135–142.
- "Народы мира. Энциклопедия" - М.: ОЛМА Медиа Груп, 2007.
- "Народы мира. Энциклопедия" - М.: ОЛМА Медиа Груп, 2007.
- Измайлова А.А. "Талыши (Этнокультурные процессы)" - BAKILILAR.AZ
- "Талыши" - ТалышИнфо.
- "Талышская Муганская Республика: начало и конец // Независимая газета, август 1994.
- "Первый репрессированный талыш" - cайт "Сайт посвящен Талышам - одному из угнетенных народов современного мира".
- "По следам мейханы" - сайт "Лента.Ру", 26 июня 2012 года.
- Проведение конференции 2005 года вызвало неоднозначную реакцию в Азербайджане. Накануне конференции часть азербайджанских талышей выступила с заявением о том, что "враги азербайджанской государственности, войдя в сговор с армянскими властями, пытаются вбить клин в отношения азербайджанского и талышских народов, которые веками дружно сосуществуют".
- "Баку держит нацменьшинства в ежовых рукавицах" - сайт "EurasiaNet", 11 сентября 2012 года.
- "По следам мейханы" - сайт "Лента.Ру", 26 июня 2012 года.
- "По следам мейханы" - сайт "Лента.Ру", 26 июня 2012 года.
- Azerbaijan crackdown on free speech continues amid activists’ release - Сайт "Международной амнистии", 26.06.2012 г.
- Азербайджан: Совет Европы должен высказать свою позицию - Сайт "Хьюман Райтс Вотч", 27.06.2012 г.
- "Баку держит нацменьшинства в ежовых рукавицах" - сайт "EurasiaNet", 11 сентября 2012 года.
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47