Что написал Мирза Джамал о карабахских армянах в своей книге "История Карабага"
У каждого народа свое видение истории, понятно, что одно и то же событие историки разных национальностей рассказывают в той интерпретации, в какой она выгодна именно его народу. Но есть общеизвестные факты, которых должен придерживаться любой историк, иначе его труд из разряда исторических перейдет в разряд фантастики.
Отцом истории принято считать Геродота, хотя и до него были клинописные надписи, в которых описывались деяния разных царей.
У нас, армян, отцом армянской истории принято считать Мовсеса Хоренаци, несмотря на то, что и до него были писцы, рассказывающие нашу историю на армянском языке. Мовсес Хоренаци - это 5 век нашей эры.
Кого считают отцом азербайджанской истории я не знаю. Но есть труд Мирза Джамала Джеваншира "История Карабага" и вот эту книгу я и хочу рассмотреть в этой статье.
Почему я это делаю? Есть очевидные факты, которые многие азербайджанцы, судя по комментариям к моим статьям, попросту отрицают, вот поэтому и решил показать, что об этих событиях написал их историк. Книга написана на персидском языке, я пользуюсь русским переводом Ф. Бабаева, опубликованном на сайте vostlit.info.
Мирза Джамал Джеваншир с 1797 по 1822 гг. был везирем карабахских ханов, поэтому предполагаю, что у него был доступ ко всем документам ханов.
Первую главу своей книги, он озаглавил О ГРАНИЦАХ, ДРЕВНИХ ГОРОДАХ, НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И РЕКАХ КАРАБАГСКОГО ВИЛАЙЕТА
В ней он рассказывает о древнем государстве под названием Аран, в который входил Карабах. Отпускаю эту главу без разбора и перейду ко второй главе О ПОДДАНСТВЕ, ДРЕВНИХ ОБЫЧАЯХ И ПОРЯДКАХ КАРАБАГСКОГО ВИЛАЙЕТА
В ней он пишет:
Во времена пребывающих [ныне] в раю сефевидских государей, находившихся в Иране, Карабагский вилайет, илаты (Илаты — кочевые племена), армянские магалы Хамсе (Хамсе — буквально Пятерица), состоящие из магала [магалов] Дизак, Варанда, Хачин, Чилябурд и Талыш, подчинялись ганджинскому беглярбеку...
Как видим, Мирза Джамал Джеваншир не отрицает, что эти армянские меликства были в Арцахе (Карабахе) еще до появления Панах хана и других карабахских ханов, его потомков, в отличии от моих комментаторов, которые пишут, что армян переселил в Карабахе русский дипломат и поэт Грибоедов. Наш историограф Раффи рассказал о них отдельно в своей книге "Меликства Хамсы", но сейчас мы рассматриваем только книгу "История Карабага", поэтому перейдем к третьей главе
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПОКОЙНОГО ПАНАХ ХАНА И ЕГО УПРАВЛЕНИИ В КАРАБАГСКОМ ВИЛАЙЕТЕ
Происхождение Панах хана меня не интересует, его жизнь и приключения тоже, скопирую только то, что относится к армянам Карабаха
Еще в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему [Панах хану], он нашел целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов, с тем, чтобы в случае похода окрестных ханов против него защитить в ней свою семью...
Что констатирует этими строчками Мирза Джамал? Продолжу его цитировать
Он (Панах хан) задумал подчинить себе армянские магалы, Хамсе. Первым счел целесообразным подчинится Мелик Шахназар бек, старый мелик Варандского магала, находившийся во вражде с меликами магалов Чилябурд, Талыш и Дизак. Он всячески подчеркивал свою преданность и любовь к хану; последний же, считая подчинение такой крупной личности и почтенного человека гордостью для своего правления, оказывал ему большие почести и уважение.
Варанда
Мирза Джамал утверждает, что не армяне задумали подчинить Панах хана, а он задумал подчинить армян. Мелик Шахназар убил своего брата и всю его семью и сам стал меликом, естественно, другие армянские мелики относились с ненавистью к этому"почтенному человеку" и воевали против него. Шахназару нужен был союзник против меликов, поэтому он так охотно признал Панах хана. Как говорится: "враг моего врага мой друг". Продолжу словами Мирза Джамала
Мелик Хачинского магала, хотя некоторое время и усердствовал во вражде и неповиновении, но, наконец, и он покорился и был назначен Панах ханом меликом своего отдельного наследственного владения, которое существует и поныне. Жители Хачина [изъявили] покорность и добросовестно исполняли возложенные на них обязанности. Однако мелики Дизакского, Чилябурдского и Талышского магалов на протяжении нескольких лет продолжали враждовать и воевать с ним [с Панах ханом] и наконец, [лишь] после убийств, грабежей и прочих необходимых мер, предпринятых ханом, покорились и они...
Как видим, Панах хан завоевывал свое ханство огнем и мечом: убивал, грабил и применял прочие необходимые меры, чтобы армяне покорились. Нам это знакомо, история повторяется...
Жители Хачинского магала, численностью около двух тысяч стрелков, укрывшись со своими семьями в труднодоступном месте, у Баллыгая, стали сопротивляться. Панах хан штурмовал их укрепление. В течение трех дней горел пожар битвы и сражения. На третий день Панах хан захватил их укрепление...
Население окрестных [районов] и магалов Хамсе после такого события, т. е. захвата Панах ханом мощного укрепления, находившегося под защитой примерно двух тысяч стрелков, было охвачено невообразимым ужасом и страхом и то враждовало с ханом, то вступало с ним в мирные отношения. Несколько раз имели место стычки с меликом Чилябурдского магала Мелик Хатамом и меликом Талышского магала Мелик Усубом. Оба они были старыми богатыми меликами и располагали множеством людей. Наконец, не имея возможности более оставаться на своих местах, они вынуждены были ютиться в труднодоступных местах — глубоких ущельях и на вершинах высоких гор...
Вид из Шуши на Степанакерт
Можно посмотреть и то, что пишет Мирза Джамал о постройке крепости Шуши
Крепость мы должны построить на веки вечные, среди гор, в непроходимом, неприступном месте, чтобы даже самый сильный враг не смог осадить ее...
Этими [своими] соображениями они поделились с Мелик Шахназар беком, который всегда был их доброжелателем. Вопрос о постройке Шушинской крепости был решен по его совету и указанию. Для осмотра района [будущей] крепости [хан] отправил нескольких опытных и сведущих людей из числа своих приближенных. Внутри этой крепости не было проточной воды, кроме двух-трех маленьких родников, которые не могли обеспечить потребности большого скопления народа и жителей крепости. Поэтому они [посланцы хана] вырыли колодцы в нескольких местах, где, по их мнению, могла быть вода, и установили, что во многих [других] местах [также] можно вырыть колодцы и добыть воду. Обо всем они сообщили Панах хану, который обрадовался этому. Он направился туда вместе с несколькими своими приближенными и, осмотрев [местность], приступил к постройке крепости...
Понятно почему с Мелик Шахназаром, ведь эта земля принадлежала его меликству и он должен был безропотно ее уступить. Далее Мирза Джамал пишет, что внутри этой крепости не было проточной воды, но развалины крепости были, иначе почему внутри крепости... скорее всего крепость была разрушенна и забросили ее именно из-за причины нехватки воды. Сегодня я был в Шуши, сфоткал Мхитарашенские башни сбоку, поленился из-за грязи подойти к ним поближе. Но там, в метрах 5 от одной из этих башен, наши археологи выкопали стены более древней крепости, в следующий раз когда поеду, сниму на видео и покажу...
Мхитарашенские башни
У нас есть свои историки, есть и армянские надписи на камнях, которые рассказывают нам нашу историю, что-то из этого я цитирую, что-то показываю. История рассказанная Мирзой Джамалом особо не отличается от той версии, которую рассказал в своей книге "Меликства Хамсы" Раффи, разве что некоторыми деталями.
У меня нет цели пересказывать всю книгу, просто хотел показать тем азербайджанцам, кто мне доказывает, что армяне пришлые в Нагорном Карабахе - почитайте хотя бы своих историков, они, по крайней мере, не отрицали очевидных фактов...
фото: Давид Симонян