Споря, учитывайте установку, и противник станет понятнее
Да, это так: от "установки" - психологического феномена, определяющего восприятие человеком всего окружающего, нам не избавиться и всегда, в любых спорах, обсуждениях, знакомясь с другим мнением, приходится учитывать: у него установка к событию (городу, человеку) была такая-то и поэтому видит он событие (город, человека) именно так. Редко когда удается изменить установку в мозге, разве если обрушить на оппонента шквал обязательно шокирующей информации, типа той что я видел сегодня: французская почтовая марка 1922 года, на которой фотография множества отрубленных голов марокканских повстанцев. То, что всегда либеральная Франция ( я говорю о нашем "установленном" к Франции сознании) могла получать удовольствие от любования отрезанными головами противника, было почти шоком. Почти - потому что фраза о французском геноциде в Африке для меня не нова. Ах да, в этом ряду настоящим шоком был виденный мной европейский исторический документальный фильм о Парижской Коммуне, в котором говорилось о расстрелах сотен тысяч парижан, не сумевших отстоять Коммуну в 19-м веке. Геноцид одних французов против других.
Еще об установке. Взгляд на Баку туриста-иностранца и местного жителя не может быть одинаковым. У местных своя установка, вызванная бытом, недовольством действиями власти, некоторыми нравами и пр. Если прочитать пост в ФБ бакинского журналиста Гамида Гамидова, полного желчи к провалам турбизнеса в Баку и посмотреть восторженную телепередачу Дмитрия Крылова на Первом телеканале РФ "Непутевые заметки" о Баку - два диаметрально разных взляда. У Крылова - восторженный. И оба правы! У Крылова и Гамидова разные установки, (или "настройки") , но оба не врут!
Тема установок появилась у меня по следам моего вчерашнего обсуждения в КУ, близкого к спору, с грузинским блоггером Берг...ном. Заметил, оба обсуждаем одну картину прошедших событий, но смотрим на единый пейзаж сквозь свои, разные переживания и симпатии. Для одного события в Югославии остались в памяти геноцидом албанцев со стороны сербов, другой переживает за сербов, они для него - жертвы.
Такая же установка сказывается в спорах между читателями в КУ, о роли и действиях России в сегодняшних и прошлых событиях, оценки карабахских событий. Даже принимая в душе, в сознании правоту противника, читатели не скажут об этом, или признаются в изменении своего мнения очень редко. А чаще обойдут этот пункт молчанием.
Хорошо это или плохо - установка? Она есть, причем у всех и везде, и поэтому, наверное, в ней больше пользы чем вреда. Эволюция никогда не промахивается. Просто зная это надо учитывать существование нашего всеобщего психологического феномена и не напирать на другую сторону, наивно полагая что положим ее на лопатки и противник застучит по нашему плечу, прося прекратить болевой прием
(отрывок из Г.Гамидова, привожу для баланса с фильмом Дм.Крылова: ...О каком развитии туризма можно говорить, если иностранного туриста прямо на вокзале встречают небритые, неприятные, порой воняющие таксисты, чуть ли не выхватывающие чемоданы из рук и насильно несущие к себе в машину (и не надо мне говорить, что такие таксисты есть везде - мне все равно, что они есть где-то еще, хотя конечно же есть), при этом откровенно накалывающие гостей...)
Да, вот еще пример установки. Для меня христианский крест, симфол великой религии - в последнее время удивителен, так как на самом-то деле это орудие казни, распятие с пригвозденным человеком. Ну зачем, кто придумал молиться на распятие, если можно было (основателями христианства) придумать какой-то другой символ, да хотя бы того же Христоса но спящего, или думающего (как скульптура Родена). Ужасно же покажется, если предложат молиться на изображение гильотины, виселицы. Но христиане смотрят на крест со своей установкой и плачут от умиления. Я - нет, потому что атеиствующий урожденный мусульманин, и вижу другое.