Приятно, когда историческая ложь растворяется в воздухе
У меня такое бывает: занимаюсь каким-то делом, и как будто мне в этом со стороны помогают. Планирую следующим летом покрасить комнату на даче, и 2 дня назад сосед подарил малоиспользованный малярный валик. Читаю историческую монографию А.С. Сумбатзаде «Азербайджанцы – этногенез и формирование народа», и вчера, как будто специально кто незаметно подкинул, вижу в интернете сайт общества удинов Азербайджана udi.az. Стало приятно, словно неизвестный помощник обо мне заботится.
Книга Сумбатзаде издана в Баку, в невзрачном виде, в мягкой обложке в 1990 году, когда издательство Академии Наук Азербайджана не могло бы выпустить ее в лучшем состоянии. Но мне книга интересна тем, что написана в советские годы, когда в Закавказье не было вражды и историки ссылались на труды соседей без зазрения. Исторические факты не подгонялись под сегодняшние политические реалии, один сосед не врал беззастенчиво об отсутствии истории другого соседа.
Сумбатзаде обильно ссылается на армянские, грузинские, греческие, римские, парфянские источники, описывая известные науке сведения о прародителях современных азербайджанцев – государствах Атропатена, Манна и Мидия (до 1 века до нашей эры), на южной стороне Куры, и государства Албания (кавказская) на северной стороне реки Кура. В этой же книге, со ссылкой на названные источники говорится об Арцахе – одной из 26 провинций Кавказской Албании, некоторое время бывшей под влиянием соседнего армянского государства. Кавказская Албания (1 – 5 века нашей эры) была независимой, в определенное время настолько сильной, что выступала со своей армией против парфян и других нашествий, причем иногда в союзе с армянами и иберами (грузинами). Албанцы выставили конницу в битве древних персов против Александра Македонского. Албанцы были первыми на Кавказе, принявшими христианство.
С интересом читал книгу и встретил сайт удин – прямых потомков одного из албанских племен. Удины (или в древности «утии») – живут сейчас в селе Нидж Габалинского района, говорят на своем древнем языке, дошедшем с времен Кавказской Албании. Руководитель албанской общины Азербайджана – известный общественный деятель Роберт Мобили.
На другой стороне Кавказа, слева от дороги Баку-Дербент, в горах Шахдага живут три малые народности, тоже прямые наследники Кавказской Албании - хыналыгцы, крызцы будугцы. Каждое село говорит на своем оригинальном языке. Некоторые историки определенные современные национальности Северного Кавказа относят к потомкам кавказских албанцев.
Смотрел сайт – современные албанцы-удины живут активно, строятся, общаются на международных форумах, развивают свой язык и заботятся о будущем народа. Восстанавливают древние церкви, рукописи, утерянные и оболганные страницы своей истории. Приятно. Жить продолжается.