Зачем бьются одиночки?
Два дня пребываю под впечатлением последней речи в суде осужденной журналистки Хадиджи Исмаиловой. Ее заключили в женскую тюрьму, в Баку, на срок 7,5 лет по обвинениям в невыплате налогов и других экономических преступлениях. Хадиджа была руководителем бюро радио «Свобода» в Азербайджане, публиковала разоблачительные статьи о бюджетных хищениях и невыплате налогов, растрате и незаконном бизнесе, злоупотреблении полномочиями самыми высокопоставленными лицами страны. Именно по тем же обвинениям осудили ее. В заключении суда нет обвинений в журналисткой, профессиональной деятельности Исмаиловой, но ее сторонники и ряд зарубежных организаций и деятелей выступили с заявлениями о политической подоплеке осуждения журналистки.
В заключительной речи Хадиджа сказала, что на суде не представлено ни одного разоблачительного документа с ее подписью, а выступавшие против нее свидетели были запуганы следствием. Ее речь можно прочитать в сайте contact.az.
Ранее, летом была по тем же обвинениям осуждена правозащитница Лейла Юнус. Называю двух наших осужденных женщин потому, что остальные все наши сидельцы – мужчины. Теперь у нас сажают и женщин.
В селе Илису никто, или почти никто Хадиджу не знает. В Баку осведомленность о правозащитном движении не намного больше.
Зачем они себя губят? Знают ведь, что однажды могут сесть за решетку, и может, надолго. Можно ведь критиковать власть осторожно, зная предел допустимого, чтобы не жить потом несколько лет в каменном мешке. Зачем?
В детстве я не понимал смысла горьковского Данко, вырвавшего сердце, чтобы осветить путь из мрака идущим людям. Сейчас вспомнил, и вижу прямую связь между горьковским произведением и осужденными правозащитниками.
Битвы выигрывают не одиночки, не Данко, а организованное войско. В средние века, до начала сражения перед войсками выходили лучшие воины и бились один на один. Бывало, что в итоге побеждала армия, воин которой проиграл в единоборстве. Зачем же бились одиночки? Может, чтобы вдохновить своим подвигом армию?
Значение боев Хадиджи, Лейлы и других наших осужденных правозащитников следует искать в поступке Данко, в схватках богатырей накануне сражения армий. Однозначно, что наши осужденные – не бессмысленные жертвы, не глупые фанатики и конечно, не предатели Родины. Кстати, выдвинутое против Лейлы обвинение в предательстве было выделено в отдельное судопроизводство и не рассматривалось в суде. Говорят, это сродни отказу от несусветного обвинения. А в процессе над Хадиджей с нее сняли обвинение в доведение кого-то до самоубийства.