"Левиафан" с другой стороны
Не смотрел новый российский фильм «Левиафан», невзирая на интересный шум вокруг ленты Андрея Звягинцева. Посчитал, что однажды фильм обязательно покажут на одном из кабельных каналах, да и в интернете, если очень захочется, всегда найду.
И получилась странная ситуация – в Фейсбуке знакомый канадец выставил ссылку на критическую видеоленту о «Левиафане», мимо которой проходить не стал поскольку вот она, на коленях (то есть в ноутбуке). Почему тут же не посмотреть? Да и реплика Костика заинтриговала – «Как и следовало ожидать, BadComedian надругался над "Левиафаном".
Получилась вторая странная ситуация: вроде, не видя цель критики, то есть «Левиафан», я должен был по логике увериться в слова критикана – Евгения Баженова. Однозначно талантливого и напичканного киношными фактами видеопарня. Но происходило все наоборот: чем больше я смотрел Баженова, тем более проникался в правду Звягинцева, видя его фильм, по сути, короткими отрывками, подобранными критиком для казалось бы демонстрации зрителю полной негодности скандальной ленты.
Да, Баженов прав, находя и показывая слабые места в «Левиафане». Действительно, сценарист не обосновал: почему чудовище-мэр, сидящий в кабинете под портретом ВВП, развел эту опасную для его карьеры историю с захватом частного дома Коли, когда рядом – пустые приморские пространства? Наверное, критик прав, указывая на схематичность образов и надоедливое присутствие водки. Неожиданным кажется переход в сюжете на измену жены героя с его закадычным московским другом.
Ошибки, даже слабые места в фильме могут быть. Тем более, что художественный фильм, как любое творческое произведение, всегда плод чьего-то воображения, отличающегося от нашего. В фильме могут быть схемы, предложение режиссера домыслить недостающие кадры.
Но главное, что я увидел сквозь насаждаемый критиком негатив: снят художественный фильм, чрезвычайно жесткий своей правдивостью. Как это было в прекрасном многосерийном фильме «Штрафбат», где в роли главного героя все тот-же Алексей Серебряков (исполнил роль Коли в "Левиафане") . Тоже, кстати, вызвавшем шквал негодующей критики.
Очевидно ангажированный продукт BadComedian в моем случае не только не сработал, но привел к обратной реакции. Я еще больше поверил правде «Левиафана» и теперь уже точно найду этот фильм и посмотрю.
«Левиафан» удостоен приза Каннского кинофестиваля за лучший сценарий и американской премии «Золотой глобус» в номинации - «Лучший иностранный фильм 2014 года».
Картина также номинирована на премию «Оскар».
В России фильм вышел в прокат с 5 февраля и тут же вызвал недовольство Кремля. В результате, показы фильма во многих городах и регионах России были заблокированы.