Профессия - кладбищенский молла
Моллы (муллы – мусульманские священнослужители), стоящие у входов в азербайджанские кладбища являются такой же неоътемлемой картиной бытия, как сами кладбища. Они там стояли всегда, ведь даже в годы отъявленной коммунистическо-атеистической пропаганды азербайджанцы совершали религиозные обряды, привлекая мулл. При этом отношение к людям этой профессии в Азербайджане всегда было ироническое. Полного, абсолютного уважения не было и сейчас тоже нет. В классических произведениях азербайджанских писателей, драматургов и карикатуриста моллы традиционно выставлялись в сатирическом свете. Почему? Наверное потому, что ни один молла не бессребренник, так как кушать надо. И ни один небезгрешен. А люди не любят расставаться с деньгами, даже если надо заплатить за службу священнослужителя.
С Али Гусейновым – муллой Ясамальского кладбища Баку, я познакомился около 10 лет тому назад. С тех пор он там, у калитки кладбища и стоит. Привел «в профессию» сына. Родился и живет Али в селе Чахырлы Масаллинского района Азербайджана, он 1949 года рождения. До выхода на пенсию одновременно работал преподавателем физкультуры в родном масаллинском селе. Тогда он говорил мне, что собрал уроки в первые три дня недели, проводил в школе занятия физкультурой, потом приезжал в Баку и оставшиеся дни недели выполнял работу молы. Теперь же, став пенсионером, снял комнатку в Баку и живет в столице.
Сегодня беседовал с ним, приведу вам коротко содержание, так как его экскурсы в Коран на арабском языке передать здесь не могу.
- Расскажите о вашем приходе в профессию.
- Коран я изучал с детства. Продолжал читать Коран, став взрослым. Служил народу, будучи моллой. Сдал экзамен на знание Корана и мусульманских обрядов в управлении казиев Масаллинского района, подчиняющегося Главному управлению мусульман Кавказа, получил лицензию. На экзамене проверяли мои знания по исполнению религиозных обрядов, правил, безошибочному чтению Корана. В Книге у каждой буквы свой смысл и некоторые звуки имеют несколько значений в зависимости от интонации и места в слове.
- Какие правила существуют при исполнении обрядов?
- Например, перенос погребенного тела в другую могилу возможно при 19 условиях. Если могила осталась на захваченной врагом земле, если в нее стекает канализация, или река подмывает землю и могила разрушается, если родные усопшего переезжают на родину и желают, чтобы могила родного человека была там. Есть другие условия.
- Жесткая ли конкуренция между молами на кладбище?
- Здесь со мной есть хорошие моллы, пятеро, они знают Коран и хорошо читают. Одни сдали экзамен, другие нет, если придется, сдадут экзамен. Но есть и такие, которые неправильно читают Коран, не произносят все буквы, искажают произношение. Думаю, они сдать успешно экзамен не смогут.
Особенно много таких «мулл» появляется здесь на мусульманских праздниках, в Новруз, в Оруджлуг, особенно в Гурбан-байрам, и в трагический день 20 Января. Читают Ясин кое-как, половинчато, берут деньги и уходят, причем заранее договариваются о цене. Мы тут никогда плату не просим – сколько дают нам люди есанат, столько и берем, живем на эти средства, нам хватает. Выгнать жуликов отсюда может только полиция и работники Управления мусульман. Выявить жуликов легко. Я прошу такого прочитать мне пару сур, и сразу видна его неграмотность. Но граждане выявить жуликов на кладбище не могут, или чувствуют обман но не хотят поднимать скандал. Такие «читатели Корана» на самом деле навлекают на себя проклятье.
- Приходит ли в профессию молодежь?
- Я молюсь в мечети Илахийат, прихожу туда до 6 утра и вижу, как много молодых людей молится. Знаю, что верующих среди спорстменов, в других странах также.
- В обывательской речи в последнее время распространены упоминания Аллаха и Корана к месту и не к месту. Клянутся и обманывают, проворачивают сделки, приведя в свидетели святых. Правильно ли это?
- Не считаю такое правильным. Приносить клятву с упоминанием Корана и Аллаха – грех. Раньше говорили – клятва приводится для подтверждения лжи. Коран – святая книга, посланная людям Аллахом. Когда мы молимся - мы разговариваем с Аллахом. Когда читаем Коран – Аллах говорит с нами.
- Как вы относитесь к группировке ИГИЛ, которая под черным флагом с арабской надписью на нем убивает невинных людей?
- Конечно, это отвратительные люди. Грех убивать людей, грех поднимать отрубленную детскую голову на пику. Сказано: ты можешь потратить много усилий, но создашь только статую. Живого человека люди возродить, создать не смогут. В религии не может быть принуждения, к Исламу люди приходят сами, по своему убеждению. Если насильно приведешь человека в религию, он может притвориться верующим и наделать потом много преступлений.
- Как относитесь к тем азербайджанцам-мусульман, которые отправляются воевать в арабских странах заявляя, что защищают Ислам?
- Война за Ислам может быть только по призыву – джихаду. Такого призыва со стороны авторитетных мировых мусульман не было. Тех, кто ведет войны в арабских странах, финансирует Саудовская Аравия. Ваххабизм создан там англичанами. Кааба находится в руках ваххабитов.
Я вижу, чем они здесь занимаются. Проходят физическую подготовку, очень сильны, много читают, постоянно изучают Коран, чтобы в религиозных спорах затмить нас. Но шейх уль-Ислама Пашазаде, и других наших ученых им затмить не удастся. Мы нашей наукой убедим их в ошибочном пути.
Наше государство проводит правильную религиозную политику. Надо отнять мечети у ваххабитов.
- Как вы относитесь к убийству мусульманским радикалом членов редакции французского сатирического журнала за то, что они изобразили Пророка?
- В мир пришли 124 тысячи пророков, избранных Аллахом среди людей. Пророки присланы к людям для распространения среди них истины. Если кто-то рисует мерзкие картинки, выставляет Пророка в таком виде, следовательно, эти художники обязательно попадут в ад. [...]. Ведь убили не невинных людей, а оскорбителей памяти Пророка.
P.S. Следует отметить, что в специальном послании Главного управления мусульман Кавказа (Баку) было осуждено убийство французских журналистов, издавших сатирическое изображение Пророка.