Апшеронцы требуют
Апшеронцы и бакинцы – две совершенно разные категории людей. Жители сел и поселков апшеронского полуострова все люди в этих местах коренные, исторически занимались сельским хозяйством - виноград, инжир, скотоводство, фрукты. Среди них есть люди и села тюрского, фарсидского и даже индусского происхождения, но все апшеронцы говорят на одном – азербайджанском языке, со своеобразным произношением.
Тут надо чуть оговорится: в последние годы в апшеронских поселках расселились немало беженцев из захваченных армянами районов и из Армении.
Бакинцы – во первых они коренные горожане, чем уже отличаются от селян. Во-вторых в город всегда стекались люди из других районов страны и всего региона – от России до Персии, особенно для работы на нефтяных приисках. Бакинцы - это гигантская смесь и сплав народов. Апшеронцы не любят бакинцев, последние относятся к ним с легким пренебрежением. А так как бакинцы, по месту проживания, всегда близки к официальной власти, то апшеронцы, само-собой, всегда к ней в оппозиции.
Я поделился своими умозаключениями, назвать их исторической истиной нельзя, на эту тему лучше компетентно рассуждать специалистам. Лучше сказать что я – бакинец в первом поколении (мои родители в студенческие годы приехали в Баку из двух разных районов Азербайджана), поделился с читателями своими наблюдениями.
Причиной такого вступления стала вчерашняя моя встреча с руководителями общественное объединения «Бакы Дирчелиш» (возрождение Баку). Через 10 дней они соберут предложения от отделений в бакинских селах и поселках и представят пакет предложений правительству. За это время будет проведен мониторинг социальных проблем жителей апшеронских населенных пунктов, с целью представления в правительство программы их решения. С таким мнение разошлись участники проведенного сегодня совещания объединения «Бакы Дирчелиш».
Что волнует людей, чем недовольны апшеронцы? В первую очередь нерешенностью земельного вопроса. Жителей в апшеронских селах и поселках становится больше, а земля не только не расширяется, а даже уменьшается, с учетом безудержной ее распродажи местными властями. При том, что эта земля передана в ведение муниципалитетов распущенными колхозами и совхозами, а последние получили земельные участки в ходе насильственной коллективизации в 20-х годах прошлого века. То есть дачникам и владельцам вилл продается земля, принадлежавшая конкретным апшеронским семьям. Они же сегодня купить свою землю не в состоянии. А без земли и сельскохозяйственного труда молодежь мается без работы, становится наркоманами или уходит в политику или радикальные религиозные группы, - сказал председатель Объединения Аббасага Мамедли.
На территории дач Апшерона нередки стычки между горожанами-дачниками и местными селями. Апшеронцам не нравится, когда дачники разгуливают в шортах или купальниках даже на своей огороженной территории. О прогулках в таком виде по общественным местам не может быть и речи. В ворота семьи, не уважающей устоит апшеронцев, стучат негодующие соседи и требует от горожанина «приодеться, а то, знаешь, у нас в семье женщины, дети…».
В апшеронских селах многочисленные места отдыха горожан, построенные в последние годы, называют очагами разврата.
«В стране прекрасные законы, но они не выполняются чиновниками. Глава исполнительной власти Апшеронского района Закир Фараджев распоряжается землей как шах. Продает близким людям. Создаются прибыльные объекты и предприятия, куда не берут на работу местную молодежь. Земля незаконно изымается для строительства объектов отдыха и развлечений, владельцам компенсация не выплачивается», - сказал Мамедли.
Он привел примеры, когда данная бизнесменам в аренду земля потом, когда на ней построены прибыльные объекты и бизнес начинает приносить выгоду, отнимается у арендаторов.
В область интересов мониторинговой группы Объединения входит также экологическое состояние территорий, в частности погибающего, как они считают, озера Бюл-Бюля, превратившегося в место стока канализационных отходов.
Пакет предложений, готовящийся в Объединении, охватит в основном административные районы Пираллахи, Хазар, Сабунчу, Сураханы, Бинагади и Апшерон. Активисты объединения считают работу руководителей этих районов неудовлетворительной и настраивающей народ против государства.