Мудрый и неторопливый фильм о затаенных желаниях
Российский телеканал «Наше кино» показал фильм режиссера Мурада Ибрагимбекова, экранизировавшего повесть отца - Максуда Ибрагимбекова «И не было лучше брата». Снятая в 2011 году кинодрама, созданная азербайджанскими, российскими и болгарскими кинематографистами, сохранила название повести. Лента, и конечно, отличается от оригинала – повести.
Опять смена поколений и борьба новых свободных нравов с патриархальными устоями. На этот раз в Азербайджане, где-то в шестидесятых годах, в старой одноэтажной части Баку, где мужчины носили кепки и не оглядывались вслед чужой женщине.
Но сердцу не прикажешь. В душе Джамиля на всю жизнь осталась детская, неосознанная любовь к красавице - нагой Фахранде, к ее нагому прекрасному телу, пухлым соскам, животу юной женщины, купающей Джамиля в бане, куда мать водила сына купаться.
Джамил вырос, возмужал, создал семью, стал начальником почты и уважаемым в квартале агсаггалом, но детская страсть к полногрудой Фахранде осталась и, о ужас, вспыхнула со страшной силой: дочь глуповатого соседа и его распутной жены удивительно напоминает Фахранду. Она заглядывается на Джамиля, смущает его, а он раздражается днем, так как необходимо соответствовать общественному образу уважаемого человека, и страдает, оставшись в одиночестве.
Возвращается из России его младший брат Симург, поселяется в отцовском доме, то есть вместе с семьей Джамиля. Между молодыми соседями – Симургом и смазливой дочкой соседа завязываются понятные отношения. Для Джамиля, души не чаявшего в Симурге, заменившего младшему брату рано ушедшего отца и старшего друга, наступают черные дни. Джамил мучается, терзается, срывает гнев на жене и запрещает тем соседям появляться в его доме.
Но любовь Симурга к соседке идет своим путем. В день свадьбы единственного и обожаемого брата с девушкой, олицетворяющей для Джамиля всю его тайную страсть к образу Фахранды, Джамил срывается. Маска добропорядочного бакинца летит к черту, зависть и ревность бьют прямо в мозг. Джамил танцует один, в своем дворе резко раскидывая руки, под свадебную музыку, доносящуюся со двора соседа, и тайно смотрит в щелочку на счастливого брата и его молодую жену.
И тут стреляет то самое чеховское ружье, не случайно висящее на стене. Возбужденные громкой музыкой и резкими движениями Джамиля его любимые пчелы, о которых он так увлеченно рассказывает каждому встречному, накидываются на хозяина и кусают его до смерти. Говорил же Джамиль негодному соседу - отцу нежелательной невестки: пчелы не любят злых, чувствуют таких и накидываются на людей с грязными мыслями.
Фильм Мурада Ибрагимбекова о том, как положительный во всех отношениях, уважаемый в обществе человек постепенно, не сознавая того, превращается, гонимый затаенными желаниями, в завистника, желчного неврастеника, мучающего окружающих и загоняющего себя в могилу.
Фильм привлекает откровенными банными сценами, органично проходящими осевой линией по сценарию, написанному Павлом Финном и Мурадом Ибрагимбековым, а также показом узнаваемых и любимых бакинцами картин из жизни старого азербайджанского города, без мобильных телефонов и новостроек.
Удивляет привлечение режиссером на главные роли иностранцев. Впрочем, наши режиссеры не любят снимать местных актеров в главных ролях – это тема не новая. Типичных азербайджанцев играют Сергей Пускепалис (Джамиль,), Евгений Цыганов (Симург) и Нино Нинидзе (роли Фахранды и юной соседки). Причем исполняют хорошо: сочно, с полным проникновением в образ обитателей традиционных бакинских кварталов.
Философичность и задумчивость повествованию придает тягучая, протяжная музыка Алексея Айги.
Сергей Пускепалис за роль Джамиля был удостоен приза на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок-2011», а Нино Нинидзе завоевала приз за лучшую женскую роль на IV МКФ «Восток & Запад. Классика и авангард» в Оренбурге.
Удручает то, что великолепный, философский и умный фильм азербайджанского режиссера, снятый про нашу жизнь и наши поколения, не показывают на азербайджанских телеканалах. Ради того, чтобы фильм М.Ибрагимбекова увидели азербайджанские телезрители, можно вырезать банные кадры, хотя на наших каналах и не такое показывают. Я более чем уверен, что фильм «И не было лучше брата» лучше тысяч бессмысленных кухонных шоу, одновременно демонстрируемых в отечественном ТВ. «И не было лучше брата» заставляет задуматься, остановиться и осмыслить нашу действительность, хваленую нравственность и иллюзорность многого из того, во что нас приучили верить.
Я не утверждаю, что азербайджанские телеканалы никогда не показывают наши фильмы. Но то, что нам предлагают - это или снято владельцами (директором) этого канала, или же это классические фильмы («Аршин мал алан», «Последний перевал», "О олмасын - бу олсун" (не та - так эта) и др., появляющиеся на экранах в дни национальных праздников. Это великолепные кинопроизведения отечественных мастеров киноискусства. Но не зная новые, не менее великолепные ленты азербайджанских режиссеров можно ошибиться, думая что наше кино давно закончилось.