Весть о лаваше всколыхнула азербайджанский патриотизм
Конечно, весть о том, что армяне пробили в UNESCO документ об исторической принадлежности им лаваша всколыхнула часть азербайджанцев - историков и политиков, и буквально оскорбила наших кулинаров. Один из кулинаров, которого представляют теперь "известным" - Сталик Ханкишиев, опубликовал в СМИ пространный и интересный "пост" с резким на первый взгляд названием - "Армения - родина собак".
«Пусть лица армянской национальности не подумают, что я пытаюсь оскорбить их названием статьи. Я все объясню в следующем абзаце, сразу после того, как скажу, что это не просто статья – это мое письмо к азербайджанскому народу в целом.
Российские телеканалы смотрите? Есть программа под названием «Планета собак». В одном из выпусков ведущий приезжает в Армению. Его встречает председатель клуба армянских собаководов. Сердечно благодарит за приезд, размахивает флагом Армении и рассказывает об «армянских волкодавах»:
- Я Вам честно скажу, вот эти собаки – предки всех собак, которые живут на земле!
А ведущий добавляет:
- Эта порода чуть не исчезла с лица земли. Потому что во времена геноцида турки сначала собак убивали, а потом заходили в дома и армян убивали.
В следующем выпуске тот же самый ведущий уже в Турции, обнимается с точно такими же, но уже «турецкими волкодавами» и братается с собаководом-турком.
Что вы можете сказать об этой программе? Ведущий плохой? Армянка-собаковод плохая? Нет, это мы с вами плохие сыновья Родины! Это мы сидим и ждем, когда мировое сообщество скажет:
- Азербайджанцы поют армянские песни, едят армянские блюда, сидят на армянских коврах и вообще это не их земли, что это за нация такая.
Да, именно так и скажут, потому что поверят армянским пропагандистам. Потому что они, в отличие от нас, работают не покладая рук на всех фронтах. И успешно бьют нас – пора посмотреть правде в лицо.
Поймите, линия фронта уже давно проходит не только по границам оккупированных земель, она проходит через нашу культуру, через нашу историю и даже через нашу кулинарию.
Из вас кто еще не знает, что долму, хаш и лаваш готовят на половине континента, что без этих блюд немыслима кулинария всех народов, которые являются братскими для нас по происхождению, языку и вере? Почему молчали, почему не заявляли в полный голос о нашем наследии? Что, у нас в Азербайджане нет историков, нет ученых, нет кулинаров, нет искусствоведов? Почему сначала надо было дождаться, пока они пошли в ЮНЕСКО, заявили свои права на лаваш, выждали положенное время и получили документ? Что вы собираетесь делать в ответ? Оскорблять армян в интернете и писать гневные отповеди на азербайджанских сайтах? Поздно, джуджалярим, поезд ушел!
Сегодня меня со всех сторон просят дать комментарии на тему внесения лаваша в качестве нематериального наследия армянского народа в ЮНЕСКО. Я писал на тему происхождения национальной кулинарии десятки раз и повторюсь еще раз.
Плоские хлеба известны бесчисленному множеству народов. Без сомнения – плоский хлеб был первым, который испекло человечество.
В Библии, в книге Исход, глава 12 рассказано о том, что евреи, выходя из Египта взяли с собой квашни с еще не подошедшим тестом и поэтому им пришлось выпекать хлеб в пустыне на камнях, в результате чего получилась маца. Из этого фрагмента понятно, что уже в древнем Египте был известен дрожжевой хлеб и технология выпекания плоских хлебов.
Тандыр в форме колодца – вне всякого сомнения, является первой печью, которую придумало человечество. Чего проще? Чтобы не терять тепло от костра его окружили стенами. Печи с дымоходами, как в России, куполообразные печи, как в Европе – все это возникло гораздо позже, потому что требовало технологий и опыта. А печь с отверстием наверху – самое простое решение. И этим простым, но безукоризненно работающим устройством пользуются десятки тюркских народов, персы, арабы и все жители на полуострове Индостан.
Спрашивается, что придумали армяне? Да ничего! Они пользуются теми же самыми технологиями, что и десятки других народов. Вот и весь мой комментарий. Понадобится более развернуто – напишу спокойно, с приведением фактов и документов.
Теперь скажите, что, семь пядей во лбу надо было иметь, чтобы рассказать об этом в ЮНЕСКО, а у нас оказалось только шесть?
Какие документы они предъявили, какие доказательства? Да нет их и быть не может! Например, я готов к диспуту о происхождении любых наших блюд, постоянно приглашаю армянских оппонентов к серьезному и вдумчивому разговору на тему той же долмы и хаша, но никто из них не готов к такому разговору.
Впрочем, однажды разговор о национальном культурном наследии состоялся. Я написал статью о восточных музыкальных инструментах, где наглядно, с документами в руках показал, как широко распространен дудук, который армяне тоже успели внести в список ЮНЕСКО. Один человек армянской национальности стал спорить со мной. Самое трудное для меня состояло в том, чтобы призвать его спорить без оскорблений, ссылаясь на документы в независимых источниках и на логические доказательства. После двух дней споров он написал мне:
- То, что на дудуке играют азербайджанцы и турки и есть доказательство, что это армянский инструмент!
И я уверен, что цивилизованный диспут по любому оспариваемому объекту культуры окончится таким же смехом, когда мы забудем о своей спеси, о необходимости красиво выглядеть и вовремя улыбаться да угождать перед первыми лицами и поймем, что именно от нас зависит то, каким мы передадим Азербайджан нашим потомкам.
Поймите правильно, не мы развязали эти споры, но они касаются нас напрямую. И у нас нет другого выхода: надо не плеваться и материться им в спину, а самим идти вперед и демонстрировать нашу культуру, а не бессильную злобу. Сколько азербайджанских ресторанов открыто по всему миру? Вы хоть где-то видели, чтобы наши рестораторы написали в меню «азербайджанская долма», «азербайджанский бозбаш, хашлама» и так далее? А они уже много лет пишут на упаковках «Армянский лаваш». И вот результат!
Сказать, что дальше будет? Нет, я не про регистрацию «армянской пахлавы» и «армянской долмы».
Есть вопросы и посерьезней. В магазинах России все чаще появляются продукты, на этикетках которых написано «Маде ин Арцах». Это что такое, понимаете?
Это нарушение таможенного законодательства РФ. Каждый импортированный продукт должен иметь сертификат происхождения. Страна происхождения, указанная на этикетке товара должна совпадать со страной в сертификате. Если это не так, то это нарушение.
Неужели Нагорный Карабах уже переименован в Арцах и признан Россией в качестве государства, торгового партнера? Если нет, то я хочу спросить азербайджанцев, которые работают юристами: вам не стыдно? Это нашу Родину обворовывают, а вы молчите? Вы беретесь только за те дела, где вам заплатят, да? Эх, вы!
Эх, мы! Пока мы сидим и думаем о цене на помидоры из под нас вытянули земли, вытягивают культуру, лишают нас национальной идентичности, наглядно доказывая, что мы ее пока и не заслужили. Не заслужили, потому что у нас своя рубашка ближе к телу и скорее армянин поможет талантливому молодому азербайджанцу, чем богатый азербайджанец проявит себя как меценат.
У нас что, талантов не хватает? Или нас мало на планете? Посмотрите на телеэкран в России – сколько армянских фамилий. Сериалы про симпатичные армяно-российские семьи снимают, художественные фильмы. А у нас некого поддерживать? У нас нет певцов, актеров, художников, которые могли бы сделать карьеру не только в России, но и на международном уровне? Нет, таланты есть, а вот национальной гордости – не хватает.
Одним словом, предлагаю запомнить этот день, как день позора азербайджанской культуры. Не хотите? Тогда пусть это будет моим личным позором, я согласен. Буду работать, пока не отмоюсь.
Знаете, почему я взваливаю на себя эту ношу? Потому что сегодня мне один дурачок из Ставрополья, но с азербайджанским именем и фамилией написал:
- Быть азербайджанцем – не модно, быть азербайджанцем – не в тренде.
А я хочу, чтобы мои дети, внуки и все потомки – пусть в них хоть одна капля азербайджанской крови останется – заявляли с гордостью «Я – азербайджанец!».
Что сказать против слов Ханкишиева? Действительно, что может быть проще и древнее - разлил полужидкое тесто на горячий камень или медную плиту с разожжеными под ней огнем, и вот тебе лаваш. Именно так пекут хлеб все кочевые народы, которым строить на новом месте тандыры, а тем более возить с собой печи неудобно. И что здесь сугубо армянского? Не знаю, наверное они здесь скажут.
В то же время армяне, пробив тот документ в UNESCO, никого ведь не оскорбили и не обманули. Просто выполнили указанные в этой организации процедуры, отправили нужные справки и получили свидетельство. Кто виноват, что армяне этим занялись первые? Никто. И действительно, хлеб лаваш с его простой технологией является культурным наследием человечества. Просто армяне оформили его на свое имя. Они со многими наследиями человечества так поступали. С христианством, алфавитом, пишут о каких-то сугубо армянских глобальных изобретениях. А украинский город Львов вообще построили армяне. (http://armenia-am.livejournal.com/257274.html). В общем, молодцы ребята! Спасибо за спасение собак от всего благодарного человечества.