Новоспасский монастырь в контексте отношения к РПЦ
Я о России больше сужу по многочисленным статьям в российских СМИ о политике этой страны. Если в этих публикациях упоминается Российская Православная Церковь, то исключительно в политическом контексте, как одна из структур исполнительной власти, жестко руководимой Кремлем. Врезалась в память фотография, или коллаж, на которой глава РПЦ мчится в бронированном авто по Москве, в сопровождении черножелезного эскорта. Такой у иностранцев сложился стереотип о русской церкви.
В Москве, где я недавно провел 4 интересных дня, на другой стороне Москвы-реки от отеля призывно сверкала куполами церковь. В последний день я нашел три свободных часа, чтобы перейти по мосту реку. Церковь оказалась целым Новоспасским монастырем. Я с огромным интересом вошел в открытые ворота.
Новоспасский монастырь построен в 13 веке князем Даниилом Московским, а его сын Иоанн Калина в 1330 г. перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город, - сообщает путеводитель.
В монастыре хоронили царей, членов их семей и высоких духовных лиц. Здесь покоятся родоначальник Романовых Роман Юрьевич Захарьин, его сыновья, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова), пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт), царевна Ирина, дочь Михаила Феодоровича, и другие яркие предствители этого судьбоносного для России рода. Последними его представителями, нашедшими место последего упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Останки Сергея Александровича были торжественно, с отданием воинских почестей перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 г. из Кремля.
Монастыри одновременно были военными объектами, крепостями и способом защиты земли от чужестранцев. Слева - крепостная стена
Великолепная колокольня Новоспасского монастыря. Чудо древней русской архитектуры
В монастыре развернула фотовыставка изображений принца Алексия, застреленного вместе с членами царской семьи коммунистами, на Урале. Мне непонятно, когда я одновременно вижу в России памятники Ленину, Дзержинскому, улицы и площади имен коммустических вождей. Так кто же негодяй и великомученик? Если еще и вспомнить роль царской власти в расстреле мирной демонстрации в Кровавое воскресенье.
В книге отзывов, выставленной для туристов оставили свой след турки.
Гиганский колокол, наверное отлит для колокольни Новоспасского монастыря
Монастыри любят божьих птичек, развесили для них гнезда
В церкви шла служба, с участием двух священников и около 30 прихожан, в основном пожилых женщин. Фотографировать запрещено, поэтому изображения собственно службы не получилось
Потом служба в церки переместилась на первый этаж, в широкий коридор перед большой иконой и чаном с святой водой. Я и там снял один снимок, но охранник подошел и вежливо потребовал чтобы я стер этот снимок. Я подчинился, постаравшись не показать охраннику снятые уже фотографии
Одного из двух исторических деятелей я узнал - император Николай, последний монарх
В монастыре посетителя умиротворяет и успокаивает, настраивает на интерес к истории русского народа, при этом через высокие стены слышен шум гигантского города. Про РПЦ и его главу на бронелимузине я там не вспомнил. Немного шокировало множество урн для пожертвования на разные цели - на фрески, иконы, ремонт, помощь жителям юго-востока Украины. Прямо напротив Новоспасского монастыря расположена другая церковь, только вышедшая из "евроремонта". В той церкви таких урн с просьбами больше. Сложилось впечатление, что российское государство живет само по себе, глава РПЦ обитает вместе с этим государством, а церкви и монастыри решают свои дела сами, на пожертвование прихожан. И еще заметил, что в храмы ходят помолиться в России в основном пожилые женщины. Молодых женщин и мужчин там намного меньше.