Может ли государство вмешиваться в поминальные и свадебные обряды?
С начала сентября в азербайджанской прессе валом появились статьи об излишествах на похоронных поминальных мероприятиях и свадьбах, вызванные, во-первых, действительно дороговизной этих обычаев, и во-вторых, несколькими заявлениями Госкомитета по делам религиозных общин. Госкомитет вместе с Главным управлением Мусульман Кавказа выступили с призывами к обществу проводить ритуальные мероприятия и свадьбы скромно, без лишних трат, так как не каждому большие расходы по карману. Если на свадьбах еще можно даже заработать, принимая денежные подарки, то обильные угощения на третий и сороковой день после похорон вгоняют близких покойного в долги.
Около двух недель после публикации этих призывов в обществе не знали, как себя вести, и даже появились вести о насилии местной власти над близкими покойных, решивших накрывать в поминальных палатках такие же столы, как раньше. Сообщалось, что священнослужители, приглашенные на такие церемонии, отказывались в них участвовать, остерегаясь штрафов.
Но вчера, на поминальной трапезе я насилия к организаторам не заметил. Стол был накрыт как раньше – чай, немного сладостей и фруктов, обычный плов. Думаю, излишествами это не назовешь. Во-всяком случае, близкие покойника в состоянии оказать такое уважение пришедшим. Большинство гостей пришли прямо с работы. Не предлагать же им только прохладительные напитки с чаем.
И потом, где эта мера, какая она и в каких суммах определяется - обильный стол и не обильный, затратный или бюджетный, бизнес-класс или эконом? Не ясно, а поэтому разговор о скромности или чрезмерности приобретает нечеткий, даже спекулятивный характер.
Хорошо высказался депутат Фазиль Мустафа. В краткой статье, опубликованной в Gun.az, он коснулся высокой стоимости участков для погребения. В черте Баку за место под одну могилу граждане платят «кладбищенской мафии» 1-2 тысячи манат. Замечу, что за городом стоимость земли под могилу резко падает, а если хоронить в сельской местности, то на сельском общинном кладбище земля вообще бесплатная. Депутата, да и всех людей, надеюсь, коробит тяга богатых азербайджанцев превращать обычную могилу в мавзолейный комплекс, хотя согласно исламским канонам, правоверный должен покоиться под двумя могильными плитами – над головой, и на груди. Все, без изображений и тем более гранитных памятников.
Затратные столы обычно встречаются на свадьбах. Вот уж где дорого, так дорого, ведь кроме многочисленных блюд, надо пригласить музыкантов, танцоров, арендовать гигантский зал с огнями и прочей иллюминацией, официантами, уборщицами и посудомойками. Парковка автомобилей, гардероб – за это отдельные чаевые, кроме того, что все услуги родителями оплачиваются разом.
Особенно безмерная расточительность наблюдается на свадьбах. К свадебным церемониям государство еще не обращалось, но было бы неплохо, - считает Ф.Мустафа. Он обращает внимание на укоренившиеся в Домах торжеств порядки: заказчик оплачивает выставленные на столы спиртные напитки, иногда дорогие (виски, мартини). Но мужчины, приходящие на свадьбы, почти не пьют, так как всем еще надо вести в автомобиле домой семью. Но собрать оставшиеся закрытыми напитки со столов, чтобы унести домой, владелец торжества не может.
Депутат рассказал конкретную историю: хозяин Дома торжеств отказался разрешить заказчику унести домой нераспитые виски, сказав, что пейте все здесь. Домой нести нельзя. Тогда отец жениха стал обходить столы, открывать виски и наливать гостям. Увидев, что после свадьбы Дому торжеств ничего не останется, к отцу подбежал хозяин, предложил ему взят с собой две нераспитые бутылки и взмолился: не доводи до банкротства! Оказывается, нераспитые напитки продаются им в магазин или предлагаются следующему заказчику.
Около 70% затрат от заказчика присваиваются владельцами Домов торжеств, - утверждает депутат, призывая государство навести порядок в свадебном бизнесе.
Салаты и винегреты, оставшиеся от предыдущего застолья и запущенные на столы в следующей свадьбе, музыкальный террор – безмерно громкая и безвкусная музыка, от которой ни поговорить, ни насладиться невозможно, - это тоже гостей сильно раздражает. Один из них – я. Не люблю ходить на свадьбы. Каждый раз, когда получаю красочно иллюстрированное приглашение, настраиваю себя на испытание кошелька и нервов.
Требование Фазиля Мустафа кажется на первый взгляд противоправным, так как ценовые договоренности граждан с Домами торжеств являются договорными отношениями двух сторон. Государство может только требовать с бизнесмена оплаты налогов. Остальное – не дело официальных структур.
На второй же взгляд оказывается, что если пустить граждан и бизнесменов на самотек, одна сторона доведет вторую до нищеты, безмерного долга и самоубийств. Последнее, кстати, в Азербайджане не редкость, и часто вызвано, по словам близких людей, непомерными долгами безвременно скончавшегося.