Если объявил голодовку - доведи ее до победы или умри
У меня неприятие и недоверие ко всем протестным голодовкам, происходящим в Азербайджане.
Причина в том, что в детстве, во время активной войны между вооруженными силами Великобритании и ирландскими сепаратистами, на меня очень сильное влияние оказала поочередная смерть от голодовки десяти ирландцев, заключенных англичанами в тюрьму за вооруженное сопротивление Лондону. Правящая в то время страной «железная леди» Маргарет Тэтчер их не пожалела, она не отступила от требований закона, и не выполнила требование ни одного из голодающих. И все погибли. Умирал от голода один – начинал голодовку второй. Потом третий… И так все десять.
Советская пропаганда по понятным причинам (все плохое в капиталистической стране было хорошо для социалистической) смаковала гибель Ольстерской десятки. Так кажется, их тогда назвали. А я был потрясен силой духа ирландцев. Вспоминаю те мои чувства до сих пор.
Потом первая в истории независимого, нового Азербайджана политическая голодовка была на площади Ленина, в Баку. Молодые ребята голодали в знак протеста против советской власти, игнорировавшей права азербайджанцев в Карабахе. Было это где-то в 1989-99 годах. Я и многие другие митингующие верили в наших героев. А потом стали поговаривать, что голодали они в палатке, на площади, только днем. С наступлением ночи под полог палатки запускали блюда с дымящимся пловом…
Тогда я возмущался, считая эти слухи «уткой» прокоммунистических сил. Но спустя годы рассказы о плове подтвердил журналист, лично имевший отношение к той «операции».
Потом эти голодовки практически не прекращались. Начинались отказы принимать пищу помпезно, с привлечением журналистов и правозащитников. Иногда голодали журналисты и правозащитники. Потом приводили врача и он констатировал ухудшение состояния здоровья одного из протестующих. Тот с огорчением заявлял о прекращении акции, как будто начинал ее для того, чтобы улучшить свое здоровье.
И так каждый раз, в любой голодовке по любому поводу.
Чувственное отношение общества к протестным голодовкам сменилось безразличием. К тому же, как я вычитал в исламистком сайте, Ислам категорически запрещает все виды насилия, в том числе и насилие над собственным телом. Также как и убийство других людей, самоубийство относится к категории тягчайших преступлений. Аллах говорит в Коране: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах Милостив к вам (запрещая вам это)» (сура «ан-Ниса», аят 29).
Самоубийца с точки зрения ислама совершает непростительный грех. В священных преданиях мусульман - хадисах, можно найти недвусмысленные угрозы в адрес тех, кто совершает «интихар». В соответствии с исламским вероучением, место обитания самоубийц в Вечности – ад.
Сейчас проводится голодовка молодых членов организации NIDA, которых судят по обвинению в насильственных действиях во время неразрешенной акции протеста в Баку. Ничего против них плохого не скажу. Уважаю этих ребят и их идеалы и вместе с ними требую прекращения постыдного судебного процесса. Но нужна ли их голодовка, если она будет прекращена без удовлетворения выдвинутых ими требований?
После этих ребят голодовку начали их родители. Это совсем не допустимо. Не прошло три дня, как сообщают о прекращении голодовки старших. Зачем тогда ее начинали? Разве требования молодых удовлетворены? Если же организаторы акции с самого начала планировали прекратить ее при первых неприятных симптомах, зачем опошлять саму идею протестного голодания?
«Ольстерская десятка» осталась для меня идеалом мужества и стойкости, непоколебимости духа. Если объявил голодовку, что означает невозможность удовлетворения прав другими цивильными способами, то держись – умри или побеждай. Но превращать столь тяжелую борьбу за свою идею, какая бы она не была, в пустой шантаж, позоря себя и низводя свои требования до базарных отношений – мне это не нравится.
Может, потому в Азербайджане в этом году была череда протестных самовозгораний, что голодовку вконец опошлили?