Фиагдон. Дорога. Ресторан. - Заур Фарниев, Северная Осетия.
1. Фиагдон. Дорога. Ресторан. - Заур Фарниев, Северная Осетия: "Несколько дней назад в редакцию “15 Региона” пришел мужчина по имени Тамерлан Ногаев. Пришел с фотографиями и диском, на которых – строительство дороги недалеко от Фиагдона. Прямо над дорогой, на холме – дом Тамерлана."
2. Место для дискуссии, не место для парковки - Ника Какобян, Ставрополь: "И каким же это местом надо было думать, чтобы додуматься до инициативы по превращению центральной площади города в автостоянку?"
3. (без темы) - beorgor, Северная Осетия: "Памятник Коста перед Осетинским театром это штампованный советский монумент, каких было много установлено, в свое время, от Калмыкии до Бурятии. Менялось имя, менялась национальная одежда, мультяшный советский стиль был неизменен. Памятник установлен для новой общности людей - советского народа, не для осетин."
4. Россия проводит политические репрессии в Северной Осетии - Валерий Дзуцев, Северная Осетия: "Еще более странная вещь заключается в том, что несмотря на то, что хранение наркотиков не тянет на особо опасное деяние или преступление против государства, Сослан Кокоев сидит, по сообщению Регнума в заключении в ФСБ"
5. Альберт - ottovski, Абхазия: "Этого парня зовут Альберт. Встретив меня на рынке с фотоаппаратом, он решил что я журналист. Он очень хотел попасть в телевизор."
6. Нальчик с 14-го этажа гостиницы "Нарт" (фото и 210-мегапиксельная панорама) - timag82 (ФОТО)
7. Отличает горца борода, украшает горца борода... - Наима Нефляшева, Адыгея: "Тема бороды и усов на Северном Кавказе практически не исследована. Хотя описаний внешности горцев в различных источниках более чем достаточно для серьезного культурологического исследования. Пока что остановимся на общеизвестных фактах."
8. Назранеция - osmiev, Ингушетия: "Вчера был сильный дождь ... а после дождя Назрань превращается в Венецию Назранецию ! ))"
9. Верните меня на 15 регион. Я больше не буду )) - Мария Плиева, Южная Осетия: "Что касается правоохранительных органов Северной Осетии - то они собой олицетворяют справедливость в последней инстанции. Правда. Никогда не забуду ответ начальника Полиции Гадзаова. На мой вопрос: «Нравится ли Вам Дзержиниский, портрет которого висит у вас в кабинете», - он ответил: «Дзержинский был очень умным и знающим свое дело человеком, но он виновен в смерти многих людей, потому мне он не нравится». Разве Гадзаов не оплот нашей демократии после этого?"
10. Верхний Мизур. - Алина Акоефф, Северная Осетия: "Когда современного Мизура еще и в помине не было, Верхний Мизур называли просто - Мизур. Или Стыр Мызур, что обозначает Большой Мизур. И называли совершенно правильно, ведь Верхний Мизур по горным меркам село просто гигантское, раскинувшееся сразу по нескольким склонам у подножия Скалистого хребта."
1. Фиагдон. Дорога. Ресторан. - Заур Фарниев, Северная Осетия.
Несколько дней назад в редакцию “15 Региона” пришел мужчина по имени Тамерлан Ногаев. Пришел с фотографиями и диском, на которых – строительство дороги недалеко от Фиагдона. Прямо над дорогой, на холме – дом Тамерлана. Еще недоделанный, но коробка полностью готова. Правда, сейчас есть большая вероятность, что достроить его у мужчины не получится.
Из-за строительства новой дороги, склон со стоящим на нем домом грозит вот-вот съехать вниз. Вместе с домом, разумеется. А еще склон может потянуть за собой опоры линий электропередач. На видео хорошо заметно, что несколько средней силы дождей и столб не выдержит – его просто смоет. Как, впрочем, и дом.
“Да даже не в доме уже дело”, – говорил мне Тамерлан. – “В конце концов, можно было бы построить новый, но нельзя допустить, чтобы безнаказанно рушили природу”. По его словам, строящаяся дорого ведет к новому ресторану, к которому, собственно, уже есть одна, правда, она идет к нему не напрямую, а немного в объезд. Теперь хозяева заведения решили упростить своим клиентам жизнь.
“Я пытался выяснить, с кем согласовано решение о проведении новой дороги, есть ли на это разрешение, но ответа никто не так и не дал, а мои заявления потерялись в прокуратуре”, – добавил Тамерлан Ногаев.
Судя по видео, действительно, стройка идет ударными темпами. В любую погоду, как будто строители очень торопятся.
В общем, смотрите сами.
2. Место для дискуссии, не место для парковки - Ника Какобян, Ставрополь.
И каким же это местом надо было думать, чтобы додуматься до инициативы по превращению центральной площади города в автостоянку? Нет, конечно, так можно угодить большому количеству ставропольцев, имеющих, например, офисы или торговые точки своих бизнесов где-то в центре, но не имеющих при этом возможности рядом с ними парковаться. Но только если бы речь шла о реальном улучшении жизни горожан маленького и когда-то очень зеленого города с зашкаливающим ныне количеством автомобилей, то, во-первых, в пору было уже начать прикладывать усилия для того, чтобы пересадить максимальное количество людей на велосипеды, полезны чему могут быть и обыкновенная пропаганда через соцрекламу, и организация условий удобного передвижения на велосипеде, включая установку велосипедных парковок, которых, кстати, много ли в городе? А велосипедистов? Вот, об этом и речь. Во-вторых, всех давно уже пора обязать ходить по центру только пешком. И даже не потому, что объезжать его на машине - в четыре раза дольше, чем весь пройти туда и обратно пешком - просто об этом нужно говорить, но и потому, что это место, традиционно предназначенное для прогулок, иногда с детьми; иногда чтобы просто подышать свежим воздухом, иногда чтобы покататься на роликах. Впрочем, кого, скажите, безопасность или удобство этого досуга детей или молодежи нынче волнует?
То есть, ну, заедут куда-нибудь не туда, ну, поцарапают чей-нибудь автомобиль - такая уж большая проблема. Стоянка, которая с большой вероятностью не станет решением проблемы пробок, дело гораздо более важное. Впрочем, я по причине отсутствия в городе стоянку не видела, надеюсь, что хотя бы этот момент в ее организации предусмотрен. И нет, конечно, я понимаю автомобилистов, которые инициативу Зеренкова поддерживали, но эта поддержка по сути ничем не отличается от требования, скажем, курящего человека, любящего подымить после обеда, все заведения общественного питания сделать предназначенными для курения. И я, допустим, хоть и убеждена, что комфорт много лучше его отсутствия, но точно при этом знаю, что комфорт одних, во-первых, не должен ущемлять комфорта других. Во-вторых, поскольку против стоянок, автомобилистов и автомобилей ничего не имею и их право на комфорт не отвергаю, думаю, что если стоянка и должна быть в подобном месте, то только подземная. Озадачиться организацией которой, конечно же, гораздо сложнее, чем, особо не заморачиваясь мнением горожан, заполнить существенную часть городской площади автомобилями. Что же, таким губернатора, который предпочел начать с косяка, мы и запомним, выбор только его. Кстати, очень интересны мнения в защиту парковки на площади, например, о том, что она все равно чаще всего пустует, почему бы не воспользоваться и пр.
3. (без темы) - beorgor, Северная Осетия.
Очередной наезд на скульптуру Хетагкати Коста на проспекте Мира, на этот раз со стороны historian_rso, в посте и комментариях океан пафоса.
Оставим за скопками страстьhistorian_rsoo к переходу на личности в споре.
Краткое содержание поста historian_rso "Величественные памятники основоположнику осетинской литературы, поэту-гражданину установлены в столицах обеих Осетий. Во Владикавказе – перед зданием Северо-осетинского государственного академического театра им. В. В. Тхапсаева (Осетинского театра) В Цхинвале – в центре города в небольшом уютном сквере, примыкающем к Театральной площади, на улице, носящей имя великого сына осетинского народа. <...> Однако, с недавнего времени центр Владикавказа – проспект Мира – “украшает” фигура сломленного, немощного маленького старика, сидящего на скамейке с обреченным видом."
Однако, на самом деле все обстоит немного иначе.
Памятник Коста перед Осетинским театром это штампованный советский монумент, каких было много установлено, в свое время, от Калмыкии до Бурятии. Менялось имя, менялась национальная одежда, мультяшный советский стиль был неизменен. Памятник установлен для новой общности людей - советского народа, не для осетин. Осетин - значит в черкеске. Писатель? Значит в руке будет свиток, такой высокий уровень художественного выражения. Скульптура Соскиева тоже в черкеске, только там черкеска не заслоняет личность и является лишь одеждой, а не формой призванной показать этническое происхождение.
У советского человека абсолютно нет вкуса, его представление о Хетагкати Коста не выходят дальше чем представления о богатыре (или как выразился historian_rso "народном герое") с грозным взглядом. Искусство, над которым надо думать, у советского человека вызывает недоумение (в выражениях типа "вопиющее глумление"), и вправду, зачем советскому человеку думать? Не надо, за него думают другие. Но советский человек, на этом не останавливается, он объявляет свое мнение единственно верным и имеющим право на существование - "Мы Коста видим вот так, а у кого другое мнение, того мы обвесим разными ярлыками и перейдем на обсуждение его личности"
4. Россия проводит политические репрессии в Северной Осетии - Валерий Дзуцев, Северная Осетия.
Сослан Кокоев, основатель оппозиционного югоосетинским властям сайта uasamonga.ru был осужден на 3 года колонии за хранение наркотиков. По странному стечению обстоятельств, несколько других активистов, которые поддерживали Джиоеву тоже оказались хранителями наркотиков и оружия.
Еще более странная вещь заключается в том, что несмотря на то, что хранение наркотиков не тянет на особо опасное деяние или преступление против государства, Сослан Кокоев сидит, по сообщению Регнума в заключении в ФСБ.
Следующая странность заключается в том, что Алла Джиоева давно отказалась от политической борьбы и даже приняла приглашение стать членом правительства Южной Осетии. Казалось бы зачем еще ФСБ держать в заключении ее сторонников по надуманным обвинениям?
Объяснение очень простое. Группа заключенных слишком независимые люди и высказали слишком крамольные мысли для того, чтобы их безнаказанно отпускать: "Южная Осетия начинает смотреть в сторону Запада". Дело конечно не только и не столько в этой группе людей, дело в том, что ФСБ опасается, что такие взгляды распространятся в Осетии дальше и глубже. Поэтому ФСБ пытается запугать всех остальных через примерное наказание этой группы. К сожалению, осетинская блогосфера, судя по всему, благополучно игнорирует эту тему, видимо запугивание ФСБ имеет определенное влияние.
5. Альберт - ottovski, Абхазия.
Ò |
Этого парня зовут Альберт. Встретив меня на рынке с фотоаппаратом, он решил что я журналист. Он очень хотел попасть в телевизор. |
6. Нальчик с 14-го этажа гостиницы "Нарт" (фото и 210-мегапиксельная панорама) - timag82 (ФОТО)
Этой весной, по предложению a_sult_h, я поселился в Нальчике в одном из самых высоких зданий города - гостинице "Нарт", специально чтобы сделать панорамы парка, города с верхнего этажа здания. Панорам я нащелкал общим размером на 1 гигапиксель) в своём блоге я предложу две (они загрузятся только для тех, кто их захочет просмотреть в деталях). В один из дней ко мне присоединился escogido7, см. его фоторепортаж из "Нарта", как снимались панорамы).
(смотреть дальше в блоге автора)
7. Отличает горца борода, украшает горца борода... - Наима Нефляшева, Адыгея.
Ветхозаветный сюжет о Самсоне, герое древнего Израиля, и филистимлянке Далиле едва ли не первое в литературе свидетельство не только о предательстве и коварстве, но и о магической силе мужских волос. Главная интрига сюжета сводится к тому, как коварная Далила, используя свои женские чары, выведала у богатыря Самсона секрет его недюжинной силы, заключавшейся, как оказалось, в его волосах. Едва с головы богатыря «остригли семь кос», он утратил свою мощь и был пленен филистимлянами.
В период древности, античности, средневековья и нового времени носить бороду или же брить ее – всегда имело значение. Борода символизировала мужскую силу, достоинство, мудрость, благородство.
Древние египтяне, шумеры, ассирийцы и персы относились к своим бородам с особым почтением, даже с пиететом. Их холили, лелеяли, тщательно расчесывали, красили, завивали, заплетали в локоны и косички. А египетская царица Хатшепсут, будучи женщиной, заказывала парадные портреты, на которых приказывала изображать себя с характерной бородкой.
Древнегреческие мужчины носили исключительно длинные бороды и усы, Спарта стала последним оплотом этого обычая. Эпоха эллинизма принесла не только бритву, но и смеси, выводящие волосы на лице. Александр Македонский завоевал полмира с солдатами, лица которых были выбриты начисто.
В Европе гладкий подбородок и пышные бороды были сменяющими друг друга трендами. Многие императоры вошли в историю под именами, связанными с характерными признаками их бород. Император Священной Римской империи германской нации вошел в историю как Фридрих I Барбаросса, что значит «рыжая (или красная) бородушка». А Генрих VIII известен как «Синяя борода», основатель династии Тюдоров, герой страшной сказки, убивающий своих жен.
Если в Европе с XVIII в. мужчины предпочитали бриться, но ношение бороды допускалось и определялось личным вкусом владельца или желанием следовать моде, то в России тема бритья бород становится вопросом государственной важности.
О том, как обстояло дело в России с бородачами, можно вообще написать целую книгу. Знаменитый указ Петра I о бритье бород, пошлины за право носить бороду, мода на бороды в середине XIX века в среде русской интеллигенции и неслуживого дворянства – целая энциклопедия моды, история нравов и «хаоса» на лицах.
Борода во многих культурах вплоть до начала ХХ в. считалась символом мужской силы, мудрости и благородства..
Интересно, что культурологи считают остриженность и выбритость проявлением социального контроля и обращают внимание на то, что у мужчины, который только что расстался со своей бородой, меняется вся система жестов – исчезают степенность, спокойствие, достоинство, с которым он раньше поглаживал свою бороду, и новое выражение лица, не скрытое бородой, бывает самым неожиданным.
Тема бороды и усов на Северном Кавказе практически не исследована. Хотя описаний внешности горцев в различных источниках более чем достаточно для серьезного культурологического исследования. Пока что остановимся на общеизвестных фактах.
Борода и усы считались символами взрослого зрелого мужчины, демонстрирующими его волю и честь. Например, черкесы определяли зрелость молодого мужчины такими словами - "у него усы-борода сомкнулись".
Хаджи Керантук Берзег - один из лидеров освободительной войны горцев Западного Кавказа. Фото 1860-х гг. Из коллекции Тимура Дзуганова.
Все наибы имама Шамиля носили бороды...
Ученый из Кабардино-Балкарии Хасан Яхтанигов в своей статье «К вопросу о традиционной внешности горцев» приводит архивные данные, в которых указание на цвет бороды является важной строкой при описании внешности. «Эдыг Жилехажев 65 лет – борода седая…, Иналуко Ухов 50 лет – борода русая,… Ибрагим Мирзоев 55 лет, борода русая…, Мусса Губыров борода русая…, Жандар Шортанов 50 лет борода с проседью…, Эрту Жануев 80 лет борода седая, Ачакай Хаджиев 60 лет борода с проседью…, Исхак Байрамуков 35 лет, борода русая…»
Мужчины отращивали бороду на Кавказе с 35 -40 лет. Фото из коллекции Тимура Дзуганова. Публикуется впервые.
Писатель – декабрист А.А. Бестужев – Марлинский написал об усах на Кавказе так: «Усы кавказских джигитов – это настоящие мостики любви – это не то, что наши петербургские – обрезанные также как и наши идеалы».
Молодые мужчины до 30-35 лет бороды не носили, но отращивали усы.
В XIX веке все горцы, начиная с детского возраста, и до глубокой старости брили голову. Лишь молодые люди (до 25– 30 лет) оставляли на макушке хохолок — это было характерно для многих народов региона от Кабарды до Дагестана. С 35–40 лет мужчины отпускали бороду, и это было знаком перехода в возрастную категорию «старших». Более молодым отпускать бороду считалось неприличным — это воспринималось как претензия на не соответствующий возрасту и незаслуженный статус.
На фото - Александр Хромаев. Дигория. Начало ХХ в. Фото предоставлено Азаматом Берзеговым, правнуком Александра Хромаева. Публикуется впервые.
Бывали случаи, когда молодой мужчина отпускал бороду — если умирали отец и старшие братья, и он становился главой семьи.
С наступлением совершеннолетия оставляли усы и тщательно с ними ухаживали. Авторы книги «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» Шапи Казиев и Игорь Карпеев пишут об особой суповой ложке, которая позволяла не пачкать усы и бороду во время приема пищи.
Люди в возрасте на Восточном Кавказе иногда красили усы и бороду хной. В случае нападения на аул его защитники с крашеными бородами хотя бы издалека выглядели молодым и сильным войском, пишут Ш. Казиев и И. Карпеев.
В конце XIX и начале XX веков горская интеллигенция и те военные, которые служили в России, стали брить бороды, как это было принято среди российского военного класса.
О горцах с бородой или без – в СССР, в период моды на бородку Де Ниро после фильма «Схватка», о бородах, предписанных исламом и о политизации темы бороды на Северном Кавказе – читайте дальше..
8. Назранеция - osmiev, Ингушетия.
Вчера был сильный дождь ... а после дождя Назрань превращается в Венецию Назранецию ! ))
9. Верните меня на 15 регион. Я больше не буду )) - Мария Плиева, Южная Осетия.
Уважаемые владельцы сайта, верните меня на 15 регион, я больше не буду, честное слово.
Я так уважаю и люблю Мамсурова, каждый день его цитаты читаю, даже выписала на стикерочках и повесила над рабочим столом. Честное блогерское!
А Такоев - наша общая осетинская надежда. Я так хотела, чтоб его назначили президентом РЮО вместо Тибилова. Тогда он бы написал фамилию по-кударски Такойты, и был бы у нас после Кокойты - Такойты и мы бы продолжали веселить русских, которые являются носителями нашего истинного языка.
Что касается правоохранительных органов Северной Осетии - то они собой олицетворяют справедливость в последней инстанции. Правда. Никогда не забуду ответ начальника Полиции Гадзаова. На мой вопрос: «Нравится ли Вам Дзержиниский, портрет которого висит у вас в кабинете», - он ответил: «Дзержинский был очень умным и знающим свое дело человеком, но он виновен в смерти многих людей, потому мне он не нравится». Разве Гадзаов не оплот нашей демократии после этого?
А ласковое уважительное отношение Бекмурзова? Этого я тоже никогда не забуду. В то время как на своих сотрудников он повышает голос, на вашего корреспондента он тоже кричал. Но ко мне он относился с большим уважением и даже почтением, тихим бархатным голосом со мной разговаривал, и я этого не могу забыть. Так ему благодарна за это.
Что касается Путина, то его фотографии с дельфинами оставили в моей памяти самые приятные впечатления. Это фото – произведение искусства, может соперничать с картинами даже в Эрмитаже и Лувре.
Насчет осетинских мусульман: да, я их тоже ненавижу.
Как можно любить осетина, который произносит самую страшную фразу в мире: «Аллах Акбар!». Это фраза, с которой Бен Ладен совершил самый грандиозный теракт в самой сильной стране мира – Америке. (что я несу, Америка же враги).
Нет, простите американцы гаденыши и враги. Более того, для нас враги все те наши соотечественники, которые в Америку когда-либо поехал и все те, кто общался с американцами не как с врагами. И вообще, надоели нам эти НАТО, ОБСЕ и Rambler-ы.
А «Электроцинк» – это наша достопримечательность. Без Электроцинка мы б не выбились в первые места по разным статистическим федеральным данным. Например, первое место по уровню заболеваний в России. Это же так классно, когда РСО-Алания стоит на первом месте. И вообще я обожаю этот благоуханный запах, который наступает во Владикавказе после выбросов с завода.
Что касается осетино-ингушской встречи блогеров во Владикавказе, то я на самом деле это сделала для того, чтоб у этих чертей – ингушских блогеров, выведать тайны того, как они делают взрывчатки и как прячут пояса смертников. Но эти тупые сволочи ничего мне не рассказали, и мне пришлось сказать, что встреча была ради знакомства. Я даже их хотела подкупить чисто владикавказскими сувенирами. Кстати, против подкупа были наши владикавказско-бесланские блогеры, они хотели чтоб все честно было. Но я решила, что мне надо обмануть бдительность ингушей, но те ни в какую. Еще я заметила, что у всех у них есть рога вместо мозгов, но они умело их скрывают. Мерзости.
А я сама самый пушистый и белый форпостеныш, верните меня на 15 регион, я больше не буду…
10. Верхний Мизур. - Алина Акоефф, Северная Осетия.
Когда современного Мизура еще и в помине не было, Верхний Мизур называли просто - Мизур. Или Стыр Мызур, что обозначает Большой Мизур. И называли совершенно правильно, ведь Верхний Мизур по горным меркам село просто гигантское, раскинувшееся сразу по нескольким склонам у подножия Скалистого хребта.
Дорога туда ведет от современно Мизура - рабочего поселка, который был основан бельгийцами в конце XIX века. Бельгийцы занимались тут добычей серебро-свинцовой руды и изрядно пробурили окрестные склоны. О современном Мизуре очень хорошо написала Анастасия Ямщикова, так что я повторятся не буду. Сворачиваем с Транскама на проселочную дорогу и поднимаемся в гору.
А дальше шального путешественника, заехавшего сюда без проводника ждет путаница, потому что где начало Верхнего Мизура, где его конец, понять совершенно невозможно. Разобраться со всеми хитросплетениями дорог ведущих с одного склона Мизура на другой, нам помогли эти две бабушки - коренные жители Верхнего Мизура.
Они же рассказали, что сейчас в Верхнем Мизуре постоянно проживает всего 14 дворов. Мы покачали головой, но порадовались, что тут хотя бы живут.
Когда-то Верхний Мизур был центром мизурского общества, которое простиралось аж до самых ледников, и включало в себя собственно сам Мизур, а так же все его отселки, то есть небольшие села, основанные выходцами из Мизура. К таким причисляют села Киз, Ногкау, Гусойта, Суларта, Сахаггата и даже Ксурта. Последние четыре селения представляли собой фамильные поселения, названные по имени своих основателей. В 1884 г. во всех названных селениях насчитывалось 172 двора, из них в самом Мизуре 48 дворов, в остальных селениях не более чем по 13—26 дворов. Во всех этих селениях числилось 1248 жителей.
Но вернемся к самому Верхнему Мизуру. Дату его основания относят примерно к середине XVI века. В фамилии Агнаевых сохранилось предание о человеке по имени Мизур, который уйдя в поисках лучшей доли из селения Урсдон, обосновался в местности, названной позже в его честь -Мизуром. Так это или не так, неизвестно. Но в Верхнем Мизуре проживало довольно большое число фамилий, многие из которых относили свое происхождение к знатным родам. Так, например, Бутаевы, Хацаевы, Сохиевы причисляли себя к потомкам Цахила. А давность проживания, например, Бутаевых в Верхнем Мизуре исчислялось, по словам информаторов, 8-9 поколениями.
Как любое большое село, Верхний Мизур делился на кварталы. Собственно Верхний и Нижний. Между ними располагалось довольно обширное кладбище, со склеповыми захоронениями. Кладбище можно увидеть и сейчас, к тому же оно до сих пор действующее, да и остатки обоих кварталов села тоже хорошо сохранились.
1890 году в Верхнем Мизуре построили церковь св. Архангела Михаила. Ее строительство приписывают фамилии Марзоевых.
За время советской власти, она покрылась густым слоем "наскальной живописи".
Сейчас, по всей видимости, он используется в качестве склада инструментов и могильных оград.
ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь