Хиджаб на Северном Кавказе: назад в будущее
Тема хиджаба на Северном Кавказе становится все более острой. Где-то ношение платка, как в Гимрах в Дагестане, воспринимается как норма и как незыблемая традиция, в Чечне платок поощряется на уровне первых лиц государства и даже вводится как дресс-код, а где-то становится препятствием при устройстве на работу.
Моя знакомая, получившая прекрасное образование в Москве, вернувшись домой, в одну из республик Западного Кавказа, уже пару лет не может найти адекватную работу именно из-за того, что носит хиджаб – об этом ей открыто говорили потенциальные работодатели, а родственники даже гневно призывали ее снять платок – настолько она в своем одеянии им кажется резонирующей с привычной средой. На КУ в 2007 году был снят сюжет о двух молодых женщинах в Азербайджане, которым не разрешали фотографироваться на паспорт в косынках и, таким образом,не имея возможности получить паспорт, они не могли найти работу, голосовать, зарегистрировать свои отношения в браке. В Дагестане, в Южно-Сухокумске женщинам запрещали фотографироваться на паспорт в хиджабе, и по этой причине многие вынуждены ходить с просроченными паспортами.
Для обывателя, незнакомого с исламом или находящегося во власти медийных стереотипов об исламе, хиджаб – это чуть ли не символ угнетения женщины, еще и указывающий на ее потенциальную опасность как террористки – многие громкие теракты последних лет в России совершены молодыми женщинами, покрытыми в хиджаб. Хава Бараева, "черные вдовы" Норд-Оста, девушки, взорвавшие метро весной 2010 года..
Быть в хиджабе – это сегодня где-то и риск добровольного вхождения в среду, где укрытая женщина становится подобной осажденной крепости, обороняющейся по своим законам.
Что такое хиджаб для современных мусульманок на Кавказе? Это следование традиции, предписывающей скромность? Это своеобразный способ «спрятаться» в своем маленьком укрытии, отгородившись от порочности внешнего мира? Моя знакомая профессор К. Магдали пишет, что современный хиджаб «это и абсолютно современный политический жест».
На западном Кавказе зарождается мода на хиджаб – в этом регионе Кавказа, который стал объектом исламизации довольно поздно по сравнению с Дагестаном и где в традиции доисламского поведения женщин культивировались самодостаточность и независимость, число укрытых девушек растет в геометрической прогрессии. Расцветки их хиджабов похожи на современную турецкую традицию; хиджабы, как правило, ярких жизнерадостных цветов и вообще гармонируют по цвету с одеждой, и часто даже изысканны. Так обстоит дело, например, в Майкопе, где еще 5 лет назад укрытых девушек можно было посчитать по пальцам.
Такие женские образы мусульманок становятся распространенными на Западном Кавказе
Из всех северокавказских республик Дагестан отличается тем, что здесь больше, чем где-либо, хиджаб выбирают образованные и владеющие современными профессиями молодые девушки, таким образом, подчеркивая, что они хотят сохранить свою исламскую идентичность, но в то же время выбирают образование и самореализацию.
Почему женщины вернулись сегодня к хиджабу на Кавказе? И есть ли это действительно возвращение к традиции или какой-то новый код, который можно прочитать в «старых одеждах»? Сегодня много пишут об архаизации кавказских обществ, о возвращении традиционных институтов саморегуляции жизни – шариатских судов, комиссий по примирению кровников, о радикализации исламских джамаатов. То, что женщины на Кавказе выбирают хиджаб – это не есть свидетельство архаизации общества, хиджаб – это протестный жест против западных ценностей, против либерализации, против ломки привычных ролей в семье и в общественном пространстве. Это новый смысл в знакомом и известном облачении.
«Нынешняя хиджабная идентичность - лишь игра в архаизацию», - пишет все та же Карен Магдали. Хиджаб есть и показатель принадлежности к новой глобальной системе ислама, в которой глобальное преодолевает этническое.
Так или иначе, хиджабизация Кавказа будет продолжаться. Стоит вспомнить, что когда-то и хиджаб сам по себе был новой традицией. В Дагестане, например, он был созвучен, но вытеснил такие головные уборы…
Аварская девушка в нижнем и верхнем платках, широкой накидке. Селение Хиндарх близ селения Гуниб (Дагестан). Аварцы. 1883 г.
А на западном Кавказе так и не составил конкуренцию многочисленным видам девичьих шапочек в XIX -начале ХХ века,но зато активно завоевывает свои позиции в ХХI веке.
Поясной портрет абазинки. Карачаево-Черкесия. Абазины. Фотограф Ф. Орден.1897 г.