Кавказ и кавказцы в современном российском кино. "Брат". "Маршрут". "Александра". Продолжение
Уникальным и единственным в своем роде является фильм «Александра» Александра Сокурова с Галиной Вишневской в главной роли.
Бабушка Александра Николаевна приезжает к своему внуку в Чечню, в расположение российских войск. Ее внук Денис — один из лучших разведчиков в своей части.
Она проведет здесь несколько дней и откроет для себя другой мир – в нем нет тепла, комфорта, здесь не хватает сил и времени на чувства, а скудный быт усиливает воспоминания о доме. Здесь ежедневно и ежечасно решаются вопросы жизни и смерти.
Героиня Вишневской прожила несколько дней в расположении военной части, видела уходящих в бой мальчишек, покупала им сигарет на местном рынке — и встретилась по ту сторону "фронта" с отзывчивой чеченской женщиной. Этот мотив очень важен для нашего общества, зараженного кавказофобией.
Александра приносит с собой в суровый солдатский быт обычные человеческие ценности - не убивать, а заботиться друг о друге, не ненавидеть, а любить, не помнить зла, а прощать.
Сокурову удались образы чеченок, одновременно с теплотой и укоризной смотрящих вслед Александре. Сложность всего происходящего символизирует чеченский парень Ильяс, который проводит героиню до воинской части, но потом уйдет в свой лес.
Героиня Вишневской воплощает само понятие чего-то домашнего, близкого, родного, властного и уютного одновременно. Ее образ построен на контрасте с темой войны – война опасна, жестока и бездушна. Тема пожилой женщины и войны - несовместимы.
Вишневская в одном из своих интервью о фильме сказала: «Самым трудным было слезть с брони. Причем не только в прямом смысле. Слезть с брони в мирную жизнь — именно это и есть самое трудное сегодня для всех в Чечне». Добавлю – и для всего Кавказа тоже.
Что будет дальше, каким будет Кавказ в кино в будущем – нам покажет время. И.. кино…