Миграции с Северного Кавказа вчера и сегодня. Учиться на Ближний Восток 2
В 1990-е годы тысячи молодых людей с Северного Кавказа стремительно уезжают учиться исламу на Восток. Возрождение ислама в регионе, крах советской идеологии и поиск фундаментальных духовных основ в религии «отцов», неприятие официального духовенства, представленного в муфтиатах, которое уходило от волнующих молодых людей вопросов, плохо знало арабский, обладало такими знаниями ислама, которые нередко ограничивались знанием молитв, необходимых лишь для совершения погребального обряда и накяха (брачного договора) – все это влекло молодых людей в знаменитые (и не очень) университеты и медресе. Только Дагестан оставался едва ли не единственным регионом на постсоветском Северном Кавказе, где не прерывается традиция обучения молодых людей Исламу и кораническому чтению.
Молодые мусульмане Северного Кавказа (в основном из Дагестана, Чечни и Ингушетии, в меньшей степени – из Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи) в основном едут в Сирию (Дамаск), Египет (Каир, в знаменитый университет Аль-Азхар), Иран, государства Персидского залива, прежде всего Саудовскую Аравию, ОАЭ. Некоторые тюркоязычные мусульмане Дагестана (кумыки, ногайцы) предпочитают получать образование в Турции.
Университет Аль-Азхар в Каире - мировая цитадель исламского образования.
Фото с сайта http://plasmastik.livejournal.com
Выезд молодежи на учебу за рубеж осуществляется как официально (через духовные управления мусульман – ДУМы), так и неофициально (по частным приглашениям).
Те, кто выезжали официально, в рамках заключенных договоров между ДУМами и конкретными учебными заведениями, были относительно обеспечены – они получали небольшие стипендии, обеспечивались жильем. Однако таких было немного, так что немалая часть мусульман выезжала самостоятельно, используя личные связи. Такие студенты не обеспечивались стипендиями, жильем и пакетом социальных услуг. При всех проблемах, с которыми сталкивались студенты, вчерашние выпускники российских школ или российских медресе, практически все «новые мусульмане», которым все-таки удалось доучиться до последнего курса, говорят об одно явном преимуществе такого образования – оно дает ощущение надэтничности исламской цивилизации: в исламских университетах учатся и китайцы, и камбоджийцы, и выходцы из бывшей Югославии, и испанцы, и народы Африки, не говоря уже о студентах из арабских стран, американцах, англичанах, турках.
Второе преимущество ближневосточного образования – это возможность изучения арабского среди самих носителей языка. Что касается обязательных предметов, то с разными вариациями в разных университетах изучаются такие основные дисциплины – Коран, тафсир (толкование Корана), хадисоведение, фикх (мусульманское право), наука о терминологии хадисов и др. Кроме того, изучаются предметы общеобразовательные,– география, история (хотя в Сирии ее учат, например, по трудам авторитетного мусульманского историка – Аль-Худари), математика, биология, арабский язык и арабская литература.
Однако практически с начала 1990 –х гг. наблюдался и отток студентов. Из ста человек, поступавших, например, в университет «Умм аль-кура» в Мекке, по словам известного политолога Дамира Хайретдинова, полный курс закончили лишь единицы. Непривычна для выходцев из России была принятая система взаимоотношений с преподавателями, при которой от студента не требуется инициативы, а достаточно лишь механического усвоения полученных знаний. Определенный дискомфорт вызывал и медленный «восточный» темп - медлительность преподавателей, медленный темп проведения занятий, их растянутость во времени. А в знаменитом аль-Азхаре вообще переизбыток студентов и не хватает аудиторий; на обычную лекцию в этом университете приходит 600-700 человек, тогда как аудитории едва вмещают 500 человек.
Наконец, обучение арабскому, ради чего многие студенты с Северного Кавказа и отправлялись учиться за границу, не всегда методически совершенно - некоторые студенты говорят, что обучение в российских университетах, в ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова или на восточном факультете СПбГУ, идет гораздо строже и быстрее.
По возвращении – основная проблема это взаимодействие с духовенством, представленным в муфтиатах. За исключением Адыгеи, где молодые имамы, закончившие университет Расс-эль-Хайма в ОАЭ, были интегрированы в ДУМ РА и Краснодарского края и работают до сих пор без конфликтов со старшим поколением, в остальных республиках Северного Кавказа на разных этапах и в разной форме эти взаимоотношения были непростыми. Нередко старшее поколение не выдерживало конкуренции рядом с молодыми, образованными, харизматичными служителями культа и выталкивало их на периферию официальной духовной жизни. Невозможность вести публичные богословские дискуссии выталкивала молодых на пространство Интернета. Во многом радикализация молодежных джамаатов, которая происходила в начале 2000-х гг. и продолжается и сейчас, связана и с этим.
Сегодня ситуация по сравнению с началом 2000-х гг. изменилась – взят курс на государственную поддержку исламских университетов в России, некоторые мусульмане получили образование как священнослужители и в светских вузах, по специальным программам - в ИСАА при МГУ, в Нижегородском университете, в Северо-Кавказском государственном техническом университете в Ставрополе. В 2007 г. Махачкале образован Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки. В состав Университетского центра вошли: Северо-Кавказский исламский университет им. шейха Мухаммад-Арифа, Институт теологии и религиоведения, Ингушский исламский университет, Чеченский исламский институт им. А.-Х. Кадырова. Наиболее авторитетными исламскими вузами являются Дагестанский университет им. шейха Мухаммад-Арифа в Махачкале, Университет им. имама Шафии в Махачкале, Университет им. С. Кадия в Буйнакске, Исламский университет им. имама Ашъари в Хасавюрте.
Тем не менее, эти университеты еще в стадии становления, отъезд молодых мусульман на Ближний Восток будет продолжаться - по данным профессора Игоря Добаева на середину 2008 года более тысячи человек с Северного Кавказа учатся в Сирии – 256, Египте – 185, Турции – 140, Пакистане – 96, Саудовской Аравии – 59, есть также студенты с Северного Кавказа и в Иране, Иордании, Тунисе и других странах.
Значит, проблемы остаются и их надо публично обсуждать…