Опыт хаджа 3. И поздравляю всех с Новым годом!
Количество мусульманских паломников из России в конце –начале ХХ века определить достаточно сложно. В 1891 г. открылось русское императорское консульство в Джидде, в котором велась регистрация прибывающих хаджи, что впервые дало возможность получить данные об их численности. Я в свое время изучала материалы по хаджу в Архиве внешней политики Российской империи и составила такую таблицу. К сожалению, выделить из этого количества именно северокавказских мусульман невозможно. (((
год паломничества |
1891 |
1892 |
1893 |
1894 |
1901 |
1902 |
1903 |
1906-1907 |
1908-1909 |
Всего российских мусульман (чел.) |
2053 |
3847 |
6136 |
3349 |
6000 |
16000 |
4700 |
11 366 |
9347 |
Весь паломнический путь сопровождался нескончаемыми поборами со стороны турецких чиновников – за прохождение карантина, пошлины за проезд и багаж, за верблюдов и сопровождение. «Наживой с хаджи занимаются не только отдельные лица, но даже целые организованные шайки, с которыми невозможно бороться, так как ими все и вся подкуплены, а потому конечно и не думают защищать нас, а напротив, явно покровительствуют разным хищникам,» - писали о своем бедственном положении на пути из Янбо до Медины российскому консулу в Джидде пассажиры-паломники парохода «Царица».
«В сердце Ислама бедуины, соплеменники пророка, грабят своих единоверцев, приехавших с такими трудностями для совершения священных обрядов общей им религии, их поражает также безнаказанность и дерзость этих грабежей… они удивляются полной индифферентности властей и безучастному отношению их к судьбе паломников; они бывают очень изумлены, увидев со стороны коренных жителей Хиджаза, которых привыкли считать на родине чуть ли не святыми, очень легкое отношение к выполнению главных обрядов религии и преобладание у них денежных интересов над всеми другими. Им кажется очень странным и отсутствие порядка и чистоты в самой «Матери городов» и в «Городе Пророка»; им очень неприятно отсутствие тишины и благоговения в самих херемах, у священной Каабы и у гробницы Пророка…», - с горечью писал А.Давлетшин, штабс-капитан, посетивший Мекку с секретной миссией в 1898 г. по заданию самого императора.
Можно предположить, что паломники испытывали стресс от того, что увиденное у горы Арафат, молитва у которой является кульминацией хаджа, не соответствовало их ожиданиям. По воспоминаниям Р.Бертона, «каждый паломник изо всех сил подгонял свою скотину; вся равнина покрылась, как щетиной, древками шатров; носилки разбивались; пешеходы попадали под копыта животных; верблюдов опрокидывали; возникали поединки на палках или каком-нибудь оружии; здесь женщина, там дитя, в другом месте животное терялись – все находилось в хаотическом беспорядке».
Так выглядела Кааба в начале ХХ века. http://www.islamdag.ru
Сегодня ситуация изменилась: мощные скорости позволяют достичь Мекки за несколько часов. Для короля Саудовской Аравии, наделенного официальным титулом «Служителя Двух Благородных Святынь», достойная организация хаджа воспринимается как религиозный долг. Тем более, что в Коране есть аяты, указывающие на необходимость совершения паломничества: «И завершайте хадж и посещение ради Аллаха». О хадже как о внутреннем преодолении на пути к Всевышнему говорится и в Сунне, мусульманском предании: «Однажды Пророка спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его Посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный хадж»».
Со времен короля Абдуль Азиза Королевство Саудовская Аравия (KCA) оказывает помощь всем мусульманам мира в совершении хаджа, и объем этой помощи возрос с тех пор, как доходы от добычи нефти возросли. За относительно короткий срок были построены прекрасные, на уровне мировых стандартов, дороги от границ КСА до Мекки. В стране работают несколько суперсовременных аэропортов, и в первую неделю хаджа в аэропорту Джидды чуть ли не каждую минуту приземляется самолет с паломниками. При проведении хаджа КСА со второй половины нулевых предпринимает беспрецедентные меры безопасности – около 17 тыс солдат и офицеров охраняют паломников, ведется наблюдение с вертолетов, на всем пути работают видеокамеры. Около 7 тысяч медиков всегда готовы оказать любую помощь. В последнее время блокируется нелегальный хадж – в 2008 году более 200 тыс. человек не были допущены в Мекку, поскольку они не имели нужных документов.
Из XIX века сохранилась категория мутавафов, подданных королевства, для которых организация хаджа – это бизнес. В этой сфере давно конкурировали представители древних родов. После образования государства его основатель король Абдель Азиз ибн Сауд своим указом свел эти семьи в шесть компаний, которые и существуют и сейчас. В течение всего хаджа и вплоть до отъезда, который может затянуться на несколько дней, «мутаваф» занимается своими клиентами - оформлением документов, переездами, покупкой сувениров. За свои услуги мутавафы берут от 800 до пяти тыс долларов.
КСА получает от организации хаджа очень даже неплохой доход – это более 30 млрд долларов, что составляет около 7% валового внутреннего продукта страны. Мусульмане тратят свои сбережения в лавочках, где продают вещи, необходимые для совершения хаджа, сувениры, а также на знаменитых базарах Мекки, где покупают золотые украшения, ковры и парфюмерию. Для сравнения – в начале ХХ века российские мусльмане покупали воду Зем-Зем в специальных запаянных жестяных банках, финики, четки, коврики для молитв, серебряные кольца, кольца с йеменским сердоликом, кусочки кисвы (кисва – расшитая золотом вручную ткань, которой покрывается Кааба на время хаджа), ладан.
Саудовские власти определяют квоты для каждой страны из расчета один человек на тысячу от числа мусульман в том или ином государстве. Самая большая квота из всех выделяется Индонезии, и индонезийцы всегда используют ее полностью.В Индонезии численность населения 220 млн., и подавляющее его большинство мусульмане. Поэтому квоты, выделяемые Индонезии, - 220 тыс. паломников ежегодно.
Квота для мусульман России составляет 20 тыс. мест. При правительстве РФ был создан Совет по делам хаджа. В состав совета входят представители пяти российских мусульманских организаций, каждая из которых сотрудничает с несколькими туристическими фирмами, занимающимися оформлением путевок, размещением в гостиницах и т.д.
В этом году, как никогда, немало мусульман Северного Кавказа совершили хадж при поддержке местных бизнесменов и Регионального общественного фонда им. Ахмата Кадырова. В хадже 2010 года побывало 8000 человек из Дагестана (ДУМ РД получило 2500 "благотворительных" мест от Сулеймана Керимова), более 1,5 тыс. паломников из Ингушетии (путевки для 17 человек оплатил предприниматель Мухарбек Аушев), 3000 человек были в хадже из Чечни (более 650 человек получили путевки за счет фонда имени Ахмата Кадырова.), из Северной Осетии в хадже побывало около 80 паломников, часть из которых поехали в Мекку за свой счет, а часть - по приглашению главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова; в хадже побывало 364 мусульманина из Карачаево-Черкесии (из них 130 паломников совершили хадж за счет помощи депутата Народного собрания (парламента) КЧР Рауфа Арашукова бесплатно, а 30 человек – за счет фонда Ахмата Кадырова). 200 человек отправилось в хадж из КБР; паломнические поездки 24 мусульман из Ставропольского края также профинансированы фондом им. А. Кадырова и предпринимателями Дагестана, более 100 человек отправились в хадж из Адыгеи и Краснодарского края, из них 30 человек бесплатно, за счет фонда имени Ахмата Кадырова.
Однако, есть нюансы, превращающие священный обряд в путешествие, доступное узкому кругу «своих» людей – распределение путевок не всегда происходит прозрачно и часто в хадж ездят одни и те же люди. В 1990-е годы притчей во языцех стали не очень красивые истории с бесплатными путевками на хадж, оплаченными властями Саудовской Аравии. Путевки должны были раздаваться малообеспеченным мусульманам, но стала распространяться такая практика, когда мусульманин, получивший бесплатную путевку, жертвовал в пользу того или иного центра-распределителя 100-200 долларов, и в конце 90-х годов КСА вообще прекратило выдавать бесплатные путевки для российских мусульман.
На рынке северокавказских туроператоров хаджа существуют фирмы – монополисты, не пускающие конкурентов на свою территорию; в 2007-2008 году много жалоб от хаджи поступило на фирмы Салям-тур», «Наджм-тур», «Баракат», «Сафа-тур» и «Вокруг света». Паломники жаловались на низкий уровень медицинского обслуживания, питания, на плохие гостиницы. Эти фирмы также не обеспечивали передвижение российских паломников по святым местам. Иногда автобус мог вообще не прийти, и люди должны были добираться к Арафату и в Мину пешком.
Мусульман Северного Кавказа обычно обслуживает фирма «Галф Трэвл», в 2005 году из 10 тысяч российских паломников около 8,5 тысяч человек направились в Мекку именно через эту турфирму.
Наконец, хадж, как часто и знаковые ритуалы в других религиях, часто служит средством легитимизации власти и повышения социального статуса. И вчерашние атеисты, а теперь высокие чиновники, надев ихрам, совершают хадж, нередко даже не вникая в его высокий смысл…
P. S. Поздравляю всех с Новым годом!