«Инстаграм и папаха. Как Хабиб Нурмагомедов формирует кавказскую повестку».Онлайн-дискуссия на КУ 30 сентября.
30 сентября в 19.00 на «Кавказском Узле» состоится онлайн-дискуссия «Инстаграм и папаха. Как Хабиб Нурмагомедов формирует кавказскую повестку».
Сегодня Хабиб Нурмагомедов – звезда мирового масштаба. Он не только единственный чемпион UFC из России, победитель легендарного Конора МакГрегора, король нокаута и чемпион, не знающий поражений.
Хабиб и хабибомания - это отдельный социальный и культурный феномен. На Кавказе Хабибу подражают, к нему прислушиваются, его слова цитируют и с удовольствием превращают в мемы и гифки.
Хабиб привел в UFC тысячи новых фанатов, в частности, по меткому выражению президента Дэйны Уайта, «две новые аудитории — россиян и мусульман»; одел в папахи полмира и научил публику произносить непривычное слово Дагестан.
Хабиб - активный инстаграмщик, обошедший в свое время по числу подписчиков таких спортсменов, как Мария Шарапова и Александр Овечкин, а в сентябре и вовсе ставший самым популярным инстаграм-блогером из России. Он охотно дает интервью и шутит на беглом английском. Одна его фраза про папахи, которые не пристало носить женщинам, вызвала шквал негодования у одних и массовую поддержку у других.
Хабиб встречается с президентами России, Турции, Кыргызстана, со звездами Голливуда, получает Мерседес от главы Чечни Кадырова и ездит с благотворительными миссиями в Африку. Хабибу ничего не стоит собрать залы и стадионы с тысячами поклонников.
Самая скандальная драка в истории ММА стоила ему легкого упрека от Путина: «Нужно, конечно, избегать крайностей, что бы ни происходило. Не допускать никаких прыжков… Но если на вас нападают извне, то, конечно, все мы, не только ты, можем так прыгнуть, что мало не покажется».
Сегодня у Хабиба огромный потенциал для будущей политической карьеры.
Хабиб уже сделал заявления по политическим, межнациональным вопросам, он пусть и формально, но дискутирует с политиками: например, вступился за имама Шамиля после высказываний Кадырова, и по сути обвинил дагестанские власти в конфликте на границе с Чечней из-за дорожного знака. И хотя он не вступает в прямое столкновение, но выражает политическую позицию части общества. В Дагестане он поручился в Тверском суде за Зиявудина Магомедова и обратился к Владимиру Путину, призвав его проявить справедливость.
Хабиба запомнят и заявлениями относительно нравственности и норм поведения в обществе, которые адресованы прежде всего кавказцам – и эти заявления могут провоцировать такие действия, как срыв аниме-фестиваля в Махачкале, травлю феминисток или актеров театра.
С другой стороны, Хабиб – идеальная фигура для того, чтобы, как это принято чемпионам, сплотить страну: человек, сделавший себя сам; он пропагандирует здоровый образ жизни; верующий мусульманин; занимается благотворительностью; он дерзкий и может подхватить любой трэшток.
Однако у Хабиба столько же хейтеров в нашей стране, сколько и поклонников. В лучшем случае к нему относятся нейтрально. За день до поединка с Макгрегором на Sports.ru были опубликованы результаты опроса пользователей, и из сорока тысяч проголосовавших 61% заявили, что будут поддерживать ирландца.
Возможно, дело совсем не в якобы скучной манере ведения боя у Хабиба, предсказуемости и спортивных нюансах, а в его открытой демонстрации своей конфессиональной и этнической идентичности? Почему победы Хабиба не сплачивают страну? Какие проблемы на самом деле стоят за феноменом Хабиба и хабибизации?
Об этом поговорим в ходе нашей дискуссии.
1. Политизация силовых видов спорта на Кавказе: современные тенденции и перспективы. В чем уникальность Хабиба по сравнению со спортсменами, ушедшими в политику в 1990-е годы?
2. Феномен (не)популярности Хабиба Нурмагомедова как зеркало проблем многонациональной России. Почему победы Хабиба не объединяют страну?
3. За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?
Спикеры:
Абакар Абакаров
Денис Брилев, кандидат философских наук, доцент Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова.
Александра Гармажапова, журналист «Новой газеты» в 2011-2016гг., Москва
Евгения Захарова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, Санкт-Петербург
Евгений Иванов, младший научный сотрудник НИУ-ВШЭ, Москва
Мурат Коков, юрист, Нальчик
Ахмет Костоев, адвокат, член коллегии адвокатов «Стратегия», Москва
Елена Куква, кандидат социологических наук, АГУ, Майкоп (заочно)
Лидия Курбанова, доктор социологических наук, профессор ЧГУ, Грозный
Алик Пухаев, блогер, Северная Осетия
Софья Рагозина, кандидат политических наук, научный сотрудник РАНХи ГС, приглашенный преподаватель НИУ-ВШЭ
Дина Хашхожева, художник, куратор онлайн-курсов Carpe Diem и оффлайн Hello Computer, Москва
Мурат Шогенов, кандидат психологических наук, КБГУ, Нальчик
Ахмет Ярлыкапов, кандидат исторических наук, МГИМО, Москва