Пакеты на похоронах - это неотрадиция?
Написать этот пост меня заставила интересная находка из архива моего деда Намитокова Юсуфа Кадыровича. Мы с сестрой не так давно приводили в порядок семейный архив, и нам попался пожелтевший листок, адресованный Ю.К. Намитокову, с печатным текстом. В конце текста был добавлен один пункт, написанный от руки шариковой ручкой.
Содержание записки меня очень удивило…Но обо всем по порядку.
Сегодня в Адыгее говорят о необходимости упорядочивания похоронного обряда. Думаю, аналогичные проблемы есть и в других республиках, но, поскольку мне больше знакома ситуация в Адыгее, напишу об этом.
В АРИГИ (Адыгейском республиканском институте гуманитарных исследований), и об этом я уже писала в блоге дважды, провели несколько круглых столов с участием ученых, мусульманского духовенства и активистов с целью выработать рекомендации по систематизации, унификации и проведению похоронного обряда.
Намерение упорядочить похоронный обряд у современных адыгов справедливо – все прекрасно понимают, что из-за наших знаменитых кавказских понтов на тему «не хуже, чем у людей», в суете размывается главное назначение похоронного обряда – обеспечить усопшему достойные проводы в мир иной и помочь его близким родственникам пережить горе.
«Притча во языцех» похоронного обряда – знаменитые пакеты. Они раздаются на поминках, на 9 дней и на 40 дней. Каждый человек, посетивший поминальную трапезу, получает пакет с продуктами. Для пожилых людей, которые не смогли посетить поминки по состоянию здоровья, пакеты передаются через родственников. Лет 30 назад в пакеты клали стандартный набор из мяса и пшена.
Сегодня содержимое пакета определяет семья на свое усмотрение – к пшену и мясу добавляются чай, сладости, подсолнечное масло, сок, домашняя выпечка. Список открыт и может варьироваться до бесконечности. Более того, появилась индустрия похоронного обряда, частью которой является формирование содержимого пакетов – при желании можно купить специальные пластиковые пакеты зеленого цвета с мусульманской атрибутикой, предназначенные для раздачи именно поминальной еды.
Если род большой и семья покойного состоятельная, раздача пакетов не представляет проблемы, но если семья скромная, то выдержать соревнование и планку «не хуже чем у людей» непросто.
Увы, пакеты уже давно утратили свой первоначальный сакральный смысл, а именно вспомнить умершего добрым словом, поминая едой из его дома, и стали способом выражения достатка той или иной семьи и демонстрацией ее конкурентоспособности.
Возвратимся к началу моего поста. В архиве моего дедушки я нашла записку, переданную ему, судя по всему, интеллигенцией и старейшинами в одном из аулов. Мой дедушка в 1950-1970-е гг. был заведующим кафедрой педагогики и психологии Адыгейского государственного педагогического института, и, как все профессора и доценты в советское время, ездил в аулы Адыгеи с лекциями. Тематика лекций была разнообразной – от актуальной политической повестки и до обсуждения традиций и обычаев. Предполагаю, что во время такой лекции ему была передана записка, в которой было написано то, что позволяет предположить, что пакеты – это новое для 1960-х гг явление.
Вот фрагменты этой записки…
Во-первых, интересно то, что записка звучит актуально. Как будто написана не 70 лет назад, а сегодня.
Во-вторых, мы считаем, что раздача пакетов с едой – это традиция и хотим ее упорядочить и унифицировать, а это неотрадиция, возникшая относительно недавно…
Зная, как внимательно наш дедушка относился к сохранению важных документов, думаю, он сохранил эту записку седи многочисленных архивных справок о семье Намитоковых неслучайно.
Думаю, есть о чем подумать…