Тотальный диктант в Майкопе.
Вчера в Майкопе в четвертый раз писали Тотальный диктант. Диктант, как и в прошлые годы, был организован Ассоциацией лингвистов-экспертов «Аргумент» и Индирой Нефляшевой. В этом году ей помогали социолог, к.социол.н. Елена Куква, сотрудник мэрии Майкопа Адам Шухарт, заслуженная артистка Адыгеи, солистка «Нальмеса» Римма Намитокова, адвокат Мурат Наток, магистрант-политолог Тагир Кумпилов. В Майкопе диктант написали около 200 человек.
Тотальный диктант был придуман много лет назад в Новосибирске, а сегодня – это масштабный международный раскрученный проект с тысячью площадок, волонтерами, онлайн-занятиями, правильным сайтом и звездами, которые читают текст диктанта по всей стране. В один день и в один и тот же час тысячи людей разных возрастов, профессий, статусов и национальностей (в этом году - даже на рейсах J7) написали один и тот же текст.
В чем смысл Тотального диктанта? Конечно, в первую очередь, в том, чтобы проверить свою грамотность, когда «школьные годы чудесные» давно уже позади. Правильная грамотная речь, как бы ни были размыты ее стандарты сегодня, по-прежнему – визитная карточка любого человека.
Но для меня Тотальный это история еще и про другое – это повод быть вместе со своими знакомыми и друзьями, почувствовать атмосферу общего дела и одной страны.
В Майкопе в этом году, как и в прошлом, за два месяца до Тотального были организованы подготовительные занятия. В старейшей школе города, сегодня гимназии №5, каждую субботу с помощью директора Саиды Хасановны Кушховой и учителя русского и литературы Людмилы Магометовны Хуажевой все, кто пожелает, могли вспомнить о коварстве запятых и двоеточий, о каверзных исключениях и о нюансах орфографии.
В этом году в Майкопе Тотальный диктант писали на трех площадках – в Научной библиотеке им. Д.А. Ашхамафа Адыгейского госуниверситета, в гимназии №5 и в гостевом доме «Очаг» в поселке Хамышки, в горах.
Бэлла Намитокова - талисман Тотального. Помогает проекту уже 3 года. С Муратом Натоком.
Я с друзьями писала диктант в «Очаге», двери которого любезно распахнула его гостеприимная хозяйка Зара Даутова. Зара встретила гостей у ворот и все время диктанта ненавязчиво, деликатно и чутко делала все, чтобы ее гостям было комфортно.
Зара Даутова - хозяйка "Очага".
Это мы уже после диктанта.
«Очаг» - технически современный комплекс. Зара сказала, что обустраивала его по черкесским традициям. Действительно, здесь все лаконично, удобно, сдержанно и поэтому красиво. Комплекс ориентирован по кругу: гостевые комнаты и одна общая кунацкая. Никакой нарочитой этники, часто превращающейся в назойливый китч. Можно было писать диктант за обычными столами, а можно - и за традиционными черкесскими столиками анэ. Анэ – это особая история и свой сакральный смысл, потому что прием пищи – это никогда не насыщение утробы, а всегда коммуникация и священнодействие… «Когда я думала над названием, сразу решила, что это будет «Очаг». Да и как иначе? Очаг у черкесов – это тепло дома, связь поколений, это традиции, это то, что, как магнит, собирает семью вместе», - сказала мне Зара.
Диктант в самом разгаре...
В Очаге нас было человек 15. Среди гостей диктанта, что было особенно приятно, – ветеран адвокатуры Адыгеи Людмила Васильевна Языкова. И еще два молодых человека, узнав, что на площадках города регистрация закрыта, специально приехали в Хамышки из Майкопа написать диктант.
А это пейзаж за нашим окном...
Текст диктанта, а если правильнее, то три текста для разных зон нашей страны, специально написал писатель и историк Леонид Юзефович. Тема – «город на реке». Юзефович написал про города, которые значили что-то важное в его судьбе – про Пермь, Петербург и Улан-Удэ.
Я надеялась, что в Майкопе будут писать про Петербург, но нам от организаторов достался текст про Улан-Удэ. И он был великолепен. Пишешь вслед за диктатором (так организаторы из Новосибирска называют диктующего текст) и чувствуешь мощь, тайну, магическую силу реки Селенги ( ударение на последний слог), о которой так проникновенно написал Юзефович. Селенга соединяла и соединяет всех со всеми – будущего белого генерала Пепеляева, тайно вопреки воле отца венчавшегося в этих местах, женщин в музейных сарафанах, расхаживающих по городскому рынку Верхнеудинска, памятник Ленину с его головой-громадиной в современном Улан-Удэ, самого Юзефовича и нас, пишущих этот текст высоко в горах Кавказа.
Такие проекты, как Тотальный, на выходе дают гораздо больше, чем дорогостоящие форумы про интеграцию и скрепы с одними и теми же участниками, вещающими очевидные банальности из года в год.
Тотальный – это про то, что мы – одна страна. И это здорово, что на Кавказе написали про Улан- Удэ.
И еще. Такие диктанты, используя методики Тотального, надо организовывать и на языках народов России. Ресурсы для этого – и интеллектуальные, и организационные – у нас есть.