Стамбул начала ХХв. Проект пятерых - Женское Хасэ.
Для черкесской диаспоры Стамбула начало ХХв. было очень интересным временем – создавались первые общественные организации, где самые образованные и мотивированные люди пытались не только найти формы самоорганизации, но и сохранить черкесскую идентичность. Впервые мы слышим голоса молодых черкесских женщин, которые пишут о том, как сохранить свои корни, язык, культуру…Это время первых черкесских газет и журналов, время реформирования алфавита и первые попытки завязать регулярные контакты с утраченной родиной..
Хайрие Мелек Хунч - основатель Женского Хасе (Общества взаимопомощи черкесских женщин) в Турции.
В диссертации турецкого исследователя Эльмес Зейнеп Арслан, о которой я писала в предыдущем посте, целая глава посвящена черкесскому женскому активизму в начале ХХв.:
«Не только мужчины получили пользу от политических и социальных свобод, которые пришли вместе с восстановлением Конституции 1876г., провозглашенным в результате младотурецкой революции 23 июля 1908 года. Женщины также начали преодолевать свой угнетенный статус из-за атмосферы свободы, которым было наполнено то время. Вторая Конституция и ее либертарианская политика позволили женщинам выйти из тени и участвовать в общественной жизни.
Несмотря на то, что при младотурках нельзя было создавать организации по принципу этнической принадлежности и пола, были созданы организации и мусульман, и национальных меньшинств, и женщин. Через членство в этих организациях женщины проявляли свою социальную активность.
Женские организации были в основном культурными и благотворительными, но были и те, кто ставил политические цели. Мусульманки создавали, в первую очередь, благотворительные организации. Мы можем привести в качестве примера Şefkat-i Nisvân, основанную в Салониках в 1898 году.
Политические организации использовали идеологию партии «Единения и прогресса». В качестве примера можно привести Женское отделение этой партии. Культурные организации стремились повысить вовлеченность женщин в различные сферы и развивать женщин физически и духовно. В качестве примеров можно привести общество Teâlî Nisvân и Общество Османских женщин (Ottoman Ladies’ Organization for the Uplifting of the Fatherland - организация, созданная в ноябре 1909г. в Салониках при поддержке партии «Комитет единения и прогресса» - НН).
Общество взаимопомощи черкесских женщин (ОВЧЖ) также была одной из них (я буду называть эту организацию Женское Хасэ. Хотя это противоречит общепринятой академической традиции наименования, думаю, название "Хасэ" по сути отражает ее демократический дух - НН). Оно было основано при поддержке ЧОЕВ (Черкесского общества единения и взаимопомощи), созданного в 1908 году. ОВЧЖ даже можно назвать женским отделением этой организации.
Мы можем проверить связь этих двух организаций на основании статьи доктора Vasfi Güsar. Гюсар заявил, что Общество взаимопомощи черкесских женщин было основано при поддержке Мет Чунатуко Иззет Паши, который также был одним из основателей ЧОЕВ. ОВЧЖ было основано в начале сентября 1918 года в Бешикташе Акаретлер.
Мустафа Бутбай объяснил, почему и как было создано ОВЧЖ в книге «Кавказ. Воспоминания»:
«После распада «Ассоциации Северного Кавказа» (Ассоциация Северного Кавказа была учреждена в 1918 г. Целью было создание Кавказской республики на Кавказе. Ассоциация была разгромлена англичанами, ее архив изъят - НН) ее члены оказались без организации. Женщины спасли нас от ужасного состояния. Они учредили Общество взаимопомощи черкесских женщин. В архивной записке, посланной в штаб-квартиру полиции Стамбула 15 мая 1335 года (1919 год) Министерством внутренних дел, юридическим департаментом, говорится, что не было никаких препятствий для создания Общества, но было необходимо, чтобы на Уставе ОВЧЖ стояла печать.
Цели общества в этом документе формулировались таким образом: «Общество взаимопомощи черкесских женщин, центр которого был создан в Стамбуле, а отделения - в районах, где это необходимо, учреждено, чтобы помогать нуждающимся черкесам, покровительствовать их детям обоего пола в создаваемых приютах, школах и работных домах, построить школы и технические школы и что для этого требуется официальная лицензия».
Три дня спустя, 18 Мая 1919 года ОВЧЖ было сертифицировано Министерством внутренних дел.
Штаб-квартира ОВСЖ находилась на холме Акарелер в Школе черкесских девочек. Общество было создано пятью черкешенками: Сеза Поох Ханым, Макбуле Берзек, Эмине Решит Залик, Файкой Ханым и Хайрие Мелек Хунч. Они активно работали в ЧОЕВ и ранее. Важно знать, кто эти пять женщин, чтобы понять период, а также Общество, которое они создали, прежде чем говорить о его Уставе и деятельности. Hayriye Melek Hanım выделялась среди пяти женщин-основателей своей интересной жизнью, семейными связями и идеями, весьма авангардными для ее времени. Информация о других учредителях была довольно скудна.
Одна из основателей Общества - Сеза Поох Ханым был дочерью генерала Назми Паши. Она получила хорошее образование и закончила Американскую среднюю школу для девочек «Юскюдар». На первом собрании общества Хайрие Мелек Ханым была избрана президентом, а Сеза Поох Ханым стала бухгалтером. Поох Ханым было всего лишь чуть больше двадцати лет, она была директором школы черкесских девочек. Происходя из образованной, элитной семьи, она успешно выполняла свои обязанности, продвигая свою школу во многих областях. В 1923 году, после закрытия ОВЧЖ и Школы черкесских девочек, Сеза Поох Ханым была осуждена Истикляльским судом. Мы можем сказать, что Сеза Поох Ханым является одной из первых женщин, которые были осуждены Истикляльским судом.
Сеза Поох Ханым была успешной женщиной, которая всю свою жизнь, а не только в течение определенного периода, работала в черкесских общественных организациях.
Информация об остальных учредителях, Макбуле Берзек, Эмине Решит Залике и Фаике Ханым ограничена. Эмине Ханым, жена отставного генерала Решит Паши, была общительной и знающей. На первом собрании она была избрана секретарем общества. Макбуле Ханым была женой члена парламента Мажара Мюфита Бея. Фаика Ханым была женой Мисирли Черкес Исхака Паши».
Перевод с английского диссертации ELMAS ZEYNEP (AKSOY) ARSLAN. «CIRCASSIAN ORGANIZATIONS IN THE OTTOMAN EMPIRE (1908-1923)». BOĞAZİÇİ UNIVERSITY, 2008.