Пространство и время дольменной культуры на Кавказе
Впервые дольмены на Западном Кавказе обнаружил русский академик П. С. Паллас в 1793 году. Проезжая вдоль Северной косы на Таманском полуострове, он наткнулся на развалины татарского села Чокрак-Кой, «...а несколько дальще,— добавляет он в своем отчете,— на ровной возвышенности много могил... с большими плоскими известковыми и песчаниково-шиферными плитами, поставленными на ребро в продолговатые четырехугольные ящики. Происхождение их не татарское, а, пожалуй, черкесское».
В 1818 году французский археолог Тебу де Мариньи открыл группу дольменов в ущелье реки Пшады. В начале 30-х годов XIX века его соотечественник Дюбуа де Монпере и англичанин Дж. Белл обнаружили еще несколько дольменов между Геленджиком и Джубгой, а также большие дольменные группы в верховьях реки Абин; около десяти лет спустя эти исследователи первыми опубликовали зарисовки таинственных мавзолеев. Во второй половине XIX столетия экспедиции к дольменам предпринимались Ф. С. Байнером (1865—1870), Е. Д. Фелицыным (1878), В. И. Сизовым (1888). Учитель екатеринодарской гимназии В. М. Сысоев объездил по поручению Московского археологического общества в 1892 году область распространения кубанских дольменов, одним из первых попытавшись оценить их количество. О дольменах писали известные исследователи П. С. Уваров (1891) и Л. Я. Апостолов (1897).
Современные археологи считают, что уже во второй половине III тыс. до н.э. на обширном пространстве среднего и нижнего Прикубанья, там, где еще недавно возвышались только большие майкопские курганы, стали безраздельно господствовать памятники бурно развивающейся дольменной культуры. Так же, как и величественные майкопские курганы, огромные мегалитические гробницы дольмены стали частью культурного ландшафта Западного Кавказа.
Археологи по-разному оценивают ареал распространения дольменов на Кавказе. Некоторые авторы, придерживающиеся идеи общеевропейского «культурного фона», на котором развивались дольмены Кавказа, считают возможным включать в область распространения дольменной культуры все Центральное Предкавказье. Так, В.А. Сафронов утверждает: «Ареал дольменной культуры Северо-Западного Кавказа охватывает все восточное побережье Черного моря, Адыгею, Верхнее Прикубанье, степные районы Центрального Предкавказья, Пятигорья, Кабардино-Балкарии».
Ряд археологов утверждает, что дольменная культура Кавказа активно перемещалась в направлении к западному и северному побережью Черного моря. На территории исторической Фракии в современной Западной Турции и Южной Болгарии расположены мегалиты, построенные в III–II тыс. до н.э. Они очень похожи на западно-кавказские дольмены. Во второй половине III тыс. до н.э. аналогичные гробницы, правда, гораздо меньших размеров и, как правило, без отверстия, появляются в Южном Крыму. Обычно их относят к Кеми-обинской культуре, в формировании которой, как полагают, могли участвовать мигранты с Кавказа. У села с. Вилино близ Бахчисарая относительно недавно было раскопано каменное сооружение, «ящик» больших размеров с окном, вырубленным в одной из боковых стен и закрытым снаружи каменной плитой.
Кавказская дольменная культура продвигалась не только в пространстве, но и во времени, вплоть до средневековья. В предскифский и скифский период, который был и периодом раннего железа, дольмены активно использовались для вторичных захоронений: их засыпали землей и сооружали над ними курганы. Об этом свидетельствуют и изделия из железа, найденные в подкурганных дольменах Геленджика: железные топоры-секиры, по форме напоминающие кобанские, серповидные ножи, наконечники копий и дротиков.
Внутри т.н. Лунного дольмена в районе Геленджика обнаружен волнообразный орнамент.
Строительство мегалитических сооружений возобновляется уже в период средневековья в VIII‒XII вв. в Верхнем Прикубанье. К этому периоду относят обнаруженные по берегу реки Кяфар (левый приток Кубани) постройки в виде наземных гробниц с передней стеной, имеющей округлое или чаще четырехугольное отверстие. По всем признакам это сооружения, похожие на древние дольмены, но датируемые уже другой эпохой — эпохой раннего средневековья.
По территории и времени их можно соотнести с культурой касогов, которые в верховьях Кубани граничили с аланами. «Местный этнос, создавший дольменообразные склепы, должен быть признан адыгским», ‒ писал в данной связи В.А. Кузнецов. Еще ранее известный ученый, археолог и этнограф, Л.И. Лавров выдвигал идею непрерывной связи дольменной культуры с древним – абхазоадыгским населением Кавказа.
В следующем посте — распространились ли дольмены почти по всей Евразии из одного центра или в похожих природных и идеологических условиях появляются похожие конструкции? В чем особенности именно кавказских дольменов и какие новые мифы создаются вокруг дольменов?
Пост написан по материалам статьи Б. Бгажнокова. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. Вып.1. Нальчик, 2012.
карта с сайта: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/70459_zagadochnye-dolmeny-severnogo-kavkaza