Фото
14:06, 23 января 2014

"Пока мы живы, пища нам нужна".


Этот пост - продолжение разговора о пищевом символизме. У многих народов Кавказа распространено представление о том, что пища плачет, если на нее наступают и относятся без должного уважения.

Информаторы в середине прошлого века не раз рассказывали этнографам, что пища, забытая на столе или смытая водой во время мытья посуды, плачет, переживая свою несчастливую долю, чувствует себя униженной.

Культуролог Барасби Бгажноков приводит рассказ Куны Готыжевой из селения Кунже в КБР. Она говорила, что ее очень беспокоит, что часто после мытья посуды приходится выливать воду в умывальник вместе с остатками пищи: «Боюсь, что когда-нибудь оскорбленная таким обхождением пища предъявит мне свой счет».

Именно поэтому воду с остатками пищи после мытья посуды запрещалось выливать — ее отдавали домашним животным. Таким образом проявлялось бережное отношение к пище и символически продолжалась ее жизнь. Интересно, что у всех народов Кавказа не мыли посуду из-под молока. Если соседям приносили кувшин молока, то его возвращали невымытым — таким образом жизнь пищи не прерывалась.

Пища была и активной частью ритуалов - пищевые подношения богам занимают во всех культурах особое место. Через почтительное, правильное обращение с пищей гармонизировались отношения человека с Космосом и с обществом.

На Северном Кавказе «алтари», на которых оставляли пищу богам, были повсюду, они были органично включены в ландшафт горца, так географический, так и ментальный. Это площадки на вершинах гор, на вершинах холмов, расположенных вокруг селений, вокруг старинных каменных крестов — в тех регионах Кавказа, где еще в средние века было распространено христианство. Существовали и специальные языческие святилища, где устраивали ритуальные трапезы. Сегодня, например, в Чечне существует единственное святилище такого типа - святилище Терлой Дели в обществе Терлой-Мохк. Это сооружение прямоугольной формы, сложенное из камней, с широким дверным проемом в виде арки, высота сохранившейся стены составляет почти три метра. Со стороны фасада небольшая каменная ограда образует дворик. 

У шапсугов, одной из черкесских субэтнических групп, особое значение придавалось месту, в которое ударила молния — считалось, что оно было отмечено богом Шибле, богом-громовержцем, и поэтому подходит для молитв и жертвоприношений. С распространением ислама пищу стали раздавать возле мечетей.

В качестве алтарей могли использоваться и площадки у священных деревьев - во многих аулах причерноморской Шапсугии такие площадки существуют и сейчас. Во время моей поездки в эти места в 2012 г. мне рассказывали, что сюда приносят в жертву богам особые шапсугские вареники, обращаясь с молитвами о здоровье, благополучии или благодаря бога о счастливом завершении какого-либо дела. Такие места сами по себе считались священными — к ним нельзя было поворачиваться спиной, а следовало поклониться. Всадники обязательно должны были спешиться, проезжая мимо таких алтарей.

Особый разговор — ритуальная чистота пищи, особенно жертвенной. У черкесов обязательно во время приготовления пищи женщина покрывала голову платочком (первое замечание от моей мамы на кухне — если пища готовится с непокрытой головой) — не только из-за того, чтобы волосы не попали в готовящуюся еду. Таким образом к пище символически выражали почтение, уважение.

                        Приготовление пищи сродни священнодействию...

Перед началом приготовления ритуальной пищи обязательно мылись. Сам процесс приготовления пищи был подобен священнодействию, не принято было в этот момент много говорить и суетиться. И сейчас при приготовлении погребальной пищи в самые ответственные моменты стоит почти что первозданная тишина.

Через молитву, произнесенную над пищей — над тестом для ритуальных лепешек, над жертвенным животным — будничная пища превращалась в сакральную. У осетин недопустимо начать есть знаменитые осетинские пироги, пока старший в доме не произнесет над ними соответствующих слов.

Подобная традиция существует и сейчас и строго закрепилась в застольном этикете. Пока глава застолья не «откроет стол», пока не произнесет определенных словесных формул и не разъяснит о целях застолья, приступать к еде считается не только плохим тоном, но и кощунством.

Пища — активная составляющая ключевых обрядов — свадебного и погребального циклов. Через пищу осуществлялась невербальная коммуникация. Например, у тиндалов в Дагестане мать жениха после сговора несла в дом невесты пирог с сыром, курдюк и комплект одежды. В аварском селении Куяда, где сватовство было делом матери жениха, она приносила в дом девушки дары - «кIал бихьизе» («рот видеть») – хлеб, баранью ногу или вяленую колбасу. Если в семье девушки были против брака, все принесенное отправляли обратно. Если принимали дары, значит, выражали свое одобрение и согласие 

Пища в таких случаях воспринимается как посредник между человеком и Богами. Вкушение чистой, живой пищи само по себе подобно акту причащения. Пища в традициях народов Кавказа не просто обеспечивает физиологическое функционирование человека, она самостоятельный и живой участник духовного общения и религиозного сознания, она участвует в рациональном освоении мира и служит его гармонизации. Б. Бгажноков в книге «Основания гуманистической этнологии» пишет о том, что «отсюда — строгий контроль за тем, чтобы всем (даже отсутствующим по разным причинам) членам общины досталась хоть малая часть от пищи, приготовленной для богов или предков». 

Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54 Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".18+ В Ереване прошла ежегодная акция "Возвращение имен". На ней участники зачитали более 150 имен репрессированных в годы советской власти. В Армении акция проводится в четвертый раз. Посетившие мероприятие рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о репрессиях родственников и о том, почему важно не забывать те трагедии. 29 октября 2024, 23:28 Акция в Тбилиси: что требуют протестующие Акция в Тбилиси: что требуют протестующие НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Жители Грузии, не согласные с итогами парламентских выборов, вышли на протест и перекрыли проспект Руставели в Тбилиси. Они потребовали провести новые выборы под эгидой международной избирательной комиссии. Президент Саломе Зурабишвили выступила перед протестующими указав, что на выборах «украли» голоса избирателей. Оппозиционеры заявили, что не смирятся с итогами выборов со множеством нарушений. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405031 28 октября 2024, 23:15 Грузия протестует: последний шанс стать Европой Грузия протестует: последний шанс стать Европой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Сторонники вступления Грузии в Евросоюз провели 20 октября шествие и митинг в Тбилиси. Акция прошла на фоне отказа членов Евросоюза от встреч на высоком уровне с правительством Грузии. Процесс евроинтеграции Грузии был приостановлен после вступления в силу закона "О прозрачности иностранного влияния". Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404782 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 октября 2024, 23:24 Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Только спустя полгода семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Армении, начали выплачивать компенсации. Жители общины Алаверди рассказали, что на полученные недавно деньги начали восстанавливать свои дома. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404636 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 16 октября 2024, 19:19 Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11