"Хвалы достойна пища". О пищевом символизме на Северном Кавказе
Авиценна, словами которого назван этот пост, был, конечно, прав. Пища — это всегда часть не только социального, но и сакрального общения. Потребление пищи — это и часть духовных практик, «переживание, близкое к религиозному», как писал известный культуролог и философ Барасби Бгажноков.
У всех народов мира есть представление о том, что не следует садиться за стол с кем попало, а совместная трапеза когда-то обязывала к взаимной ответственности. У многих народов существуют высказывания о том, что человека, не посчитавшегося с теми, кто когда-то разделил с ним стол, наказывает не только судьба, но и пища. «Пусть ударит (накажет) хлеб», - говорят балкарцы.
С другой стороны, на Северном Кавказе считается дурным тоном отказывать человеку, если он, обращаясь с просьбой, вспоминает совместную трапезу, пусть она и была очень давно. «Сделай это ради хлеба-соли, который мы когда-то вкусили», - говорят черкесы.
На хлебе дают клятву, как на Коране (Гуни хIарам хьурай). «Коран – слово божье, а хлеб – священная еда», - говорили в Агуле. Не было ничего страшнее, чем нарушить клятву, которая произносилась на хлебе. Как признак близких и доверительных отношений и по сей день у многих народов сохранилось выражение «Я с ним кусок хлеба ел».
«Одухотворение» пищи - важный этап развития человека и общества, он утверждает почтительное отношение к окружающей природе, которая и есть источник необходимого каждый день питания.
Интересный, но еще не в должной мере осмысленный учеными факт, что пища — это не только совокупность набора рецептов по ее хранению и приготовлению, пищевому этикету, пища еще и субъект человеческих взаимоотношений. Они наделена душой, способна чувствовать, может обижаться, плакать, давать наставления и уроки, наказывать человека за безнравственный поступок. Барасби Бгажноков называет его явление «пищевым аниматизмом». (от лат. «анима» - душа).
У всех народов Кавказа с пищей связана целая система ритуалов и обычаев, примет и пословиц.
Застолье у осетин.
У черкесов каждый из богов ( речь о домонотеистической традиции) связан с тем или иным видом пищи. Хлеб ассоциируется с богом земледелия Тхаголеджем, мясо — с богом скотоводства Амышем, мед — с богиней пчел Мериссой. Имена этих персонажей присутствуют в клятвах, которые считаются самыми сильными. «Именем Тхагаледжа, ниспославшим эту пищу, клянусь», «Пищей этого дома клянусь» - такие клятвы накладывали на человека, ее дающего, особые обязательства.
Неслучайно отвергнуть предложенное угощение считалось неприличным — оскорблялись не только хозяева, но и сама пища как дар Божий. Правила этикета предписывали отведать угощение, попробовать его и ответить специальными благопожеланиями. У каждого народа на этот счет были свои словесные формулы. «Аллах твою долю хлеба еще большей да сделает».
Неприличным считается демонстрировать недовольство, если на столе только будничная пища — сыр, пресные лепешки, молоко. В традициях народов Кавказа любая пища, ниспосланная Всевышним, хороша сама по себе, нет плохой пищи, как нет и иерархии пищи. И в символической иерархии блюд мясные блюда, сладости, пироги, которые готовили по случаю приема гостя или родового праздника, ничем не лучше, чем скромная аскетичная пища обычного крестьянина.
Многообразны и бытовые ограничения, запреты, правила, связанные с пищей. Хлеб нельзя выбрасывать, наступать на него; и подумать невозможно, чтобы опереться на мешок с мукой, картофелем,кукурузой. У многих народов упавший на пол хлеб поднимают, целуют и кладут обратно. Остатки пищи принято было отдавать собакам, кошкам, курам, но ни в коем случае не выбрасывать. Категорически запрещалось ругаться, если на столе лежит хлеб. Считалось большим грехом класть хлеб лицевой стороной вниз; наступать на хлеб; откусывать от целого хлебца. Бросить хлеб на землю или перешагнуть через него считается святотатством. «Кто хлеб бросает, тот бедным станет», - говорили агулы. И поэтому даже крошки со стола никогда не выбрасывали: кормили птиц, смешивали с кормом скотины или съедали сами.
Агулы верили, что в доме иссякнет достаток, если ломать хлеб одной рукой; считать испеченные хлебцы; брать хлеб левой рукой. Лепешки ни в коем случае нельзя было резать ножом – это считалось неуважением к хлебу.
Барасби Бгажноков приводит пример- в Карачаево-Черкесии когда-то жил Мурат Выков; пожилой человек был известен тем, что ходил за повозками, которые перевозили убранный урожай зерна и поднимал рассыпавшиеся зерна. Он говорил - «Пища просит не оставлять ее, зовет и плачет вслед повозке».
О других интересных деталях, связанных с пищей — в следующем посте)