Про "посидеть", драки и как стать "братаном и красавчиком". Об уличных компаниях на Северном Кавказе.
Как проводили свой досуг в уличных компаниях? Чаще всего проводили время во дворах, сидели, общались, играли в карты, собирались на стройках.
«В каждом районе были свои места сбора — обычно играли на гитаре, ходили в спортзалы, шли в другие районы забирать деньги, курили марихуану. Большую часть районов Космодром, Родину съела игла». (Тимур, Черкесск).
Подростки в таких группах учили друг друга курить, пить, материться и драться. Так как среднестатистические дворы наводили скуку своей рутинным порядком, то «толпа» сама организовывала свой досуг, обычно выбирая себе «жертву для интриги». Это могла быть девушка, это мог быть прохожий, случайный парень на велосипеде и т.д. Нередко ходили на разного рода местечковые разборки в качестве зрителей. Т.е. разбирались «один на один», а смотрели человек 30-40, ведь подобные зрелища взрывали рутину убогой повседневности.
Были и группы криминального характера — в них промышляли воровством магнитол, мелкими квартирными или дачными кражами. Потом краденое дешево продавалось на базаре, и на вырученные деньги покупалось что-то «на общак» - сигареты, выпивка, еда и пр.
Самым крутым времяпрепровождением считалось «посидеть», т.е. организовать дворовое застолье. Поводом становились чей-то день рождения или успешный рейд на базар. Если подростки-члены таких групп подрабатывали, но деньги обычно отдавались на улицу, «толпе». Так зарабатывалась репутация - «ты маладца», «красавчик», «настоящий пацан», «ты для всех братан».
О чем говорили в таких группах? О том, что считалось «крутым» - о крутых боевиках, тачках, крутых музонах, сотовых телефонах, о девушках. «Обсуждали «телок», рассказывали о своих подвигах на этом фронте, кичились какими-то уличными достижениями». (Залим, Нальчик).
В мире уличного общения создавались истории, которых никогда не было — через историю о «подвиге» компенсировался, как правило, убогий мир, в котором большинство подростков жило в реальности.
Интересно, что в уличной компании неприлично было проявлять интеллектуальные знания - «ты должен быть «прохаванным пацаном», знать понятия и жить по понятиям, но умным ботаном быть западло». (Залим, Нальчик). Стремясь попасть в сословие «прохаванных пацанов», многие учились плохо, принципиально не получая хороших оценок в школе. «Получение хороших оценок означало, что ты ботан (ботаник), а это клеймо, которое никто из пацанов носить не хотел. Ты – это только твой авторитет, если ты его где-то когда-то уронил, то поднять его было крайне сложно. Информация по Нальчику распространялась со скоростью света. Где-то «лохонулся», тебя на собственном районе заклюют».
Конфликты между уличными группами редко разрешались миром — обычно мирному соглашению предшествовали драки и очень жестокие.
«Дрались жестоко, в ход шли цепи, арматуры, кастеты, камни, были драки, в которых участвовало по 300 на 200 человек». .
Тимур из Черкесска когда-то был лидером одной из уличных групп. Он рассказал такую историю: «Однажды избили на одной абазинской свадьбе нашего парня. Поехали мы их искать и через ребят узнали, что они сидят в играют в автоматы в одном ночном кабаке. Мы собрали три машины, взяли биты, зашли и разбили их в хлам. Их увезли в больницу. Мы набрали наших и сказали подъем на весь район. Мы знали, что Псыж ответит и неслабо, стояли на районе заряженные до 3 ночи и не заметили, что за нами тоже следили люди из их группы. Потом начали расходиться, думая, что все в норме, мы ушли, а они приехали и наших избили.
Утром все помчались в больницу, они — к своим, мы — к своим. Менты поняли тему, давай писать, а мы ничего не знаем. Но прошло три дня, все утихло, пошел рейд, за ночь нашли почти всех, экипажей 12 ездили. Кого побили, кого порезали, утром в республике весь криминал был на ушах, что за беспредел. Приехали смотрящий, положенец (человек на положение вора, но не вор) и другие бродяги, приехал ОМОН, собрались на стадионе во дворе третьей школы. Все сели в круг, авторитеты в центре и пошло. ОМОН рот разинул и стоял. Короче, нас развели, назначили ответственных за последующие действия».
О том, как уличные компании уживались со «спортсменами» и как последние потеснили их со своего пьедестала — читайте дальше...