Стамбул Кавказский. Михри Ханым
Вчера вернулась из Стамбула. В последний вечер мы сидели с друзьями и коллегами в одном из уютных ресторанчиков недалеко от площади Султан- Ахмет, говоря о том, что без этого места — Стамбула — наш проект был бы совсем другим.
Не менее успешным, но лишенным того, что создает именно атмосфера Стамбула — его ароматов (моря, рыбы, жаренных каштанов, булочек с кунжутом, вареной кукурузы, кофе, специй, гранатов и Бог знает еще чего), звуков (азанов, растекающихся над городом, чаек, уличных зазывал, вавилонского многоязычия) и, конечно, цветов (ярких хиджабов, умело задрапированных молодыми турчанками; расшитых всеми оттенками красного ковров и подушек; и, особенно, того удивительного цвета, который мы называем бирюзовым, а турки — таинственным словом «туркуаз»).
Мне хотелось бы больше узнать о Стамбуле Кавказском — о топонимах и названиях улиц, лавочек и ресторанчиков, связанных с Кавказом, о тех художниках, актерах, писателях,дипломатах, живших и творивших здесь еще в эпоху Османской империи, имена которых сегодня составляют золотой фонд турецкой нации и культуры. На одном из турецких сайтов, набирая в Гугле «Стамбул и Кавказ», я прочла о «первой черкесской женщине-художнице» Михри-Ханым. Принадлежащие ее перу портреты Ататюрка и Папы Римского известны искушенным историкам искусства, а ее биография достойна отдельного жизнеописания.
Михри Ханым родилась в 1886 г. в Стамбуле. Ее отец, доктор Ахмет Расим Пота, абхаз, генерал медицинской службы, был очень известным хирургом. Образованный аристократ, прекрасно разбиравшийся в музыке, имел дворцы в Стамбуле – Казыкёе и в Чамлыдже. В Казыкёе, где он жил, одна из улиц носила его имя.
Михри с раннего детства любила рисовать. Главный придворный художник при дворе султана итальянец Фауст Зонаро давал ей уроки рисования. Михри зачитывалась историей европейской живописи и мечтала стать художницей. В то время для Османской империи это — совершенно немыслимый выбор. И представить было невозможно, чтобы девушка из Турции не только занималась живописью, но и посмела бы отправиться на учебу в Европу.
В юности Михри убежала в Рим вместе с дирижером циркового оркестра одной итальянской труппы, гастролировавшей в Стамбуле. Из Рима она перебралась в Париж, где стала жить на легендарном Монпарнасе. Сдавая квартирантам одну из своих комнат, она зарабатывала, рисуя портреты. Вскоре она вышла замуж за одного из своих квартирантов – сына турецкого паши из Бурсы, турецкого студента Мюшфика Селями, обучавшегося на факультете политических наук Сорбонны. После этого Михри Ханым стала называться Михри Мюшфик.
После Балканской войны во Францию приезжает министр экономики Турции Джавит-бей. На приеме в свою честь в Париже он знакомится с Михри-Ханым.
Турок по происхождению и европеец по духу, Джавит-бей телеграфирует министру просвещения Турции о необходимости пригласить Михри в качестве преподавателя живописи в «женскую художественную школу».
Михри, вернувшись в 1913 г. в Стамбул, начала работать и преподавать в этой школе. Выпускницы этой школы получали самое широкое и блестящее образование, а Михри приобретает репутацию лучшей в Османской империи преподавательницы живописи.
«Достопочтенный министр, сэр, - обращалась она к министру просвещения.- С введением конституционной монархии страна переживает свободу, равенство, братство, но эти блага предназначены только для мужчин. Женщины стоят на месте, где они находятся и даже не продвигаются ни на шаг вперед. Куда делись привилегии для них? Сегодня все говорят о равенстве и справедливости. Но где же художественная школа для женщин?» (Mihri Müşfik. Мелих Аксель, İstanbul'un Ortası, Стамбул 1977, с.104.)
В 1914 году в Стамбуле открылась женская школа изящных искусств, которой руководила Михри-Ханым. После возвращения из Парижа Михри вошла в круг известных турецких литературных критиков и писателей, стала писать их портреты.
Михри-Ханым была членом «Черкесского благотворительного общества» (1903-1923 гг.), созданного в Турции выходцами с Кавказа. После победы молодой Турецкой республики над интервентами Михри-Ханым нарисовала портрет Кемаля Ататюрка и, прибыв в Анкару, подарила его первому президенту Республики.
В 1922 г. Михри после развода с мужем эмигрировала в Европу, в Рим, где она зарабатывала на жизнь, рисуя портреты знатных людей Италии. Она стала единственной женщиной Востока, нарисовавшейРимского Папу с натуры. Эта работа хранится в Ватикане.
Михри-Ханым - первая профессиональная художница Турции, первая женщина-профессор в «Академии изящных искусств». Ее работы были известны в Риме, Париже, Америке больше, чем на родине.
По данным источников, в Турции находятся 32 ее работы, в Италии – 36, во Франции – 9, переданы в различные галереи – 23, в Америке 60 работ.
Михри-Ханым не могла оставаться в Европе и переехала в Америку. Она работала профессором искусствоведения в университете Нью-Йорка. Скончалась в полной нищете 1954 году в Нью-Йорке.
Автопортреты
Портрет Кемаля Ататюрка
Портрет Наили
Источники:
http://www.istanbulkadinmuzesi.org/en/mihri-musfik
http://thearthistoryjournal.blogspot.ru/2011/02/mihri-musfik-hanm.html
http://siyahklavye.wordpress.com/2011/05/28/ilk-turk-kadin-ressam-mihri-musfik-hanim/