Два тыла или два фронта? О многоженстве на Северном Кавказе
В свое время, в 1999 году, много шума наделал указ президента Ингушетии Руслана Аушева, официально разрешающий многоженство.
Мужчинам в Ингушетии теперь официально разрешено было иметь до четырех жен — как учит Коран. Условий два — уделять всем равное внимание и обеспечивать материально. В обнародованном указе Аушева было сказано: "В Республике Ингушетия граждане мужского пола вправе заключать до четырех браков с лицами женского пола, не состоящими в браке". Аушев объясняет, что ввел многоженство, исходя из "складывающейся в республике демографической ситуации". В осетино-ингушском конфликте погибло столько воинов, что восстановить генофонд нации моногамным браком президент не надеялся.
С тех пор указ, давно отмененный президентом РФ Б. Ельциным, стал фактом истории 1990-х, однако проблематика многоженства на Кавказе вызывает не меньше интереса, порождая как мифы, так и вполне здравые оценки этого явления.
Забегая вперед, скажу, что практика многоженства свойственна отнюдь не только странам с исламскими традициями. В средние века после эпидемии чумы, когда население некоторых стран Европы уменьшилось наполовину, там практически узаконили многожёнство. В Германии во времена императора Карла V двоежёнство каралось смертью. Но после 30-летней войны, когда население уменьшилось с 16 миллионов до 4, оно было легализовано. В 1650 году в Нюрнберге был принят закон, по которому каждому мужчине в течение ближайших 10 лет разрешалось вступить в брак с двумя жёнами.
Многоженство на Кавказе существовало давно, но не было распространенным явлением. Известный исследователь быта народов Кавказа Максим Ковалевский, писал, что многоженство существовало даже в христианских селениях Северной Осетии. В большинстве случаев оно было доступно элитам – дворянам, муллам, богатым крестьянам.
О карачаевцах О. Тепцов писал, что многоженство у них крайняя редкость: «Оно обуславливается зажиточностью и стало привилегией дворянства, так как обыкновенные горцы по своей бедности не в силах прокормить и себя, не только нескольких жен». Однако в Чечне и Балкарии, сообщают источники, и простые крестьяне брали в дом вторую жену в случае неработоспособности или бездетности первой.
Обычно практика двоеженства мотивировалась отсутствием детей у первой жены. Именно любовь мужчин к детям иногда удерживала их даже в не очень удачном браке. Именно о детях говорит пословица: «Ради которых с хорошей женой разводятся, а с плохой живут», Обычно на Северном Кавказе мужчина брал в дом вторую жену только в том случае, если с первой у него вообще не было детей или рождались одни девочки.
При этом первая жена оставалась старшей, на ее плечи ложились и основные обязанности по воспитанию детей. Поэтому, как правило, она принимала деятельное и искреннее участие в уходе за детьми, родившимися от второй жены.
В начале 1920-х гг. многие кавказские реалии (калым, умыкание, конокрадство, многоженство) квалифицируются как «преступления, составляющие пережитки родового быта» и в УК РСФСР вводятся соответсвующие наказания.
В 1920-е годы подобные решения принимались по всему Кавказу..
Впервые уголовная ответственность за многоженство устанавливалась в 1924 году: принимаются постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о распространении на Горскую республику и другие национальные автономии действия дополнений к УК РСФСР, предусматривавших санкции за бытовые преступления. Интересно, что в самый радикальный подход к искоренению многоженства предложили в Адыгее – Адыгейский облисполком предложил усилить законодательные санкции, считать многоженством не только гражданское, но и шариатское оформление нового брака без расторжения прежнего.
Уголовный кодекс РСФСР в окончательной редакции был опубликован и вошел в силу в 1928 году. Многоженство как пережиток родового быта наказывался принудительными работами на срок до 1 года или штрафом до 1000 рублей. Однако статистика говорила о том, что даже такие жесткие меры не давали результата – например, в 1926 году в Ингушетии на 100 женатых мужчин приходилось 111 замужних женщин. Многоженство стало принимать скрытые формы: прибегали к фиктивным разводам или проживали с разными женами поочередно.
Многоженство усилилось после Великой Отечественной войны, существовало и в 1960-е годы. Юридически им считали вступление в новый брак без юридического расторжения прежнего брака.
О том, как относятся наши современники – молодые мужчины и женщины – в разных частях Северного Кавказа к многоженству читайте в следующем посте. Говорят, что мужчина, берущий вторую жену, рассчитывает на два тыла, а в результате получает два фронта. Так ли это – узнаем чуть позже…