"Сердечный привет из Кавказа": визуальные образы кавказских курортов
Курорты Кавказа (в XIX веке это Кавказские Минеральные воды, а с 20-х гг. ХХ в – прежде всего, Сочи и другие черноморские курорты) всегда были окутаны флером романтики и приключений.
Прогулки по терренкурам и романтические свидания на водах, тягучий горный воздух и горные пейзажи, родоновые и жемчужные ванны, воспоминания о романе княжны Мери и Печорина, знаменитое озеро Провал в Пятигорске, на ремонт которого собирал Остап Бендер..
Наконец, заветная мечта советского человека и символ принадлежности к советской элите – побывать в бархатный сезон на море или в Кавминводах…
В этом посте – попытка проследить, через какие визуальные образы формировалось представления о курортном отдыхе, чем привлекали отдыхающих прошлого и настоящего рекламные агентства и издательства?
Среди массы рекламной продукции, которая обрушивалась по меркам конца 19 – начала ХХ века на читающую публику – каталогов, справочников, календарей, путеводителей, этикеток, газетных объявлений, сегодня почти уже забытые открытки занимали особое место.
В начале ХХ века открытка стала самым популярным видом прямой рекламы. И хотя уже были изобретены телеграф, телефон и кинематограф, а автомобили становились частью городского пейзажа, только почта (со всеми своими издержками) могла донести до адресата просто и доступно любое рекламное сообщение.
Вообще, в России первые иллюстрированные открытки появились в конце 1894 г., их выпуск пока еще монополия Почтового ведомства. “Золотой век” русской почтовой открытки приходится на 1898-1918 годы. Одна за другой появляются серии “Города Российской Империи”, “Шедевры мирового искусства”, ”Портреты выдающихся деятелей”. В cтране появляются первые коллекционеры. И хотя для богатых людей существовала угроза того, что прислуга может прочитать чью-то тайную переписку, все же открытки (само слово «открытка» - сокращение от «открытое письмо») заняли прочное место в повседневной жизни.
Открытки-плакаты, открытки-иллюстрации, почтовые карточки для всей цепочки, вовлеченной в процесс их функционирования – производителей и торговцев – быстро стали выгодным бизнесом. Дешевые открытки стоили 1 коп., открытки более высокого качества 5 — 10 коп.
Это -респектабельные открытки с видами дорогих отелей и галерей минеральных вод..
Некоторые сюжеты открыток, посвященных отдыху на Кавказе, пишет Николай Маркелов в статье « Привет с Кавказа, или О чем рассказали старые открытки…», «относились именно к почтовой тематике, на лицевой стороне был изображен почтальон в форменной одежде и фуражке с номером, имелась и надпись «Привет с …».
Такие приветы посылались не только из Пятигорска, но и из любого города России.
«Иногда к такому почтальону на открытке крепился миниатюрный, но самый настоящий кожаный портфельчик. Его можно было открыть и даже извлечь бумажную ленточку, сложенную гармошкой, на ней печатались виды лермонтовских мест Пятигорска. Иногда обыгрывался сюжет и с почтовым переводом, только вместо тысячи рублей там значилась тысяча приветов. Впрочем, иногда речь заходила и о реальных деньгах, ибо беззаботная курортная жизнь требовала значительных расходов. Лаконичный и вполне понятный нам сегодня рассказ в картинках на эту тему помещен на открытке под названием «Сердечный привет из Пятигорска».»
«Перевод на сумму 1000 приветов». На лицевой стороне изображено купание в минеральном источнике селения Канглы близ станции Минеральные Воды. Открытка издана фирмой «Контрагент печати».
Аналогично открытка «Тысяча приветов» могла быть послана из любого города России.
Послание на открытках имело на самом деле было нацелено на двух человек – тот, кто посылал открытку, заявлял о своем статусе и респектабельности, а тот, кто получал – должен был получить достаточно мотиваций отдохнуть также, если не лучше.
Образ будущего – одна из излюбленных тем. Монорельсы, дирижабли в Кисловодске и Ессентуках.
«Ессентуки в недалеком будущем. Курсовая улица». Издание И. Александровича (Кисловодск).
На открытках «эксплуатируется» и любовная тематика. Красивые женщины и счастливые парочки пьют Нарзан и от этого становятся еще красивее и счастливее…
«Кисловодск. Источник Нарзан». Издание И. Александровича (Кисловодск).
Курортный гедонизм, чувственные радости жизни, свежий воздух предгорий, щедрое солнце и шипучий нарзан… Неслучайно открытки с изображениями Замка коварства и любви в Кисловодске были очень популярны. «Видно, что для отдыхающих парочек время суток никакой роли не играет, - продолжает Николай Маркелов, - для них всего важнее уединение, вздохи и поцелуи».
«Пролетом через Кавказ в XX веке». Издание фотографа Г. И. Раева.
«Сердечный привет из Кавказа». Открытка издана немецкой фирмой «Иллюстрирте Альгемайне Компани» в начале XX века.
В СССР из открыток уходит лирическо-игривое настроение, здесь уже не увидишь влюбленные парочки, одни виды моря и гор. Но таким же источником информации о курортах, как открытка, становится марка : в СССР четырежды издавалась серия «Курорты СССР», в 1939 и 1946 и 1947, 1968
Марки "Курорты СССР". 1946 год.
В системе образов, транслируемых как символы отдыха, почти нет места людям и почти нет природы, зато есть масштабные здания – символ процветания индустриализированного СССР. Неслучайно так тяжеловесны названия, которые даются санаториям, они носят имена партийных деятелей, Госбанка, ВЦСПС или заводов…
Источники:
Маркелов Н. http://www.blago-mh.ru/issues/18/19_cards.php
http://filtorg.ru/category-17/1949/1949.-1332-1341.-..html