О советах старейшин на Северном Кавказе
Несколько месяцев назад я уже писала о почитании старших на Северном Кавказе, о значении пожилых людей и их стабилизирующей роли в социальной культуре. О том, что исследователи называют "социальным старшинством", которое определяется индивидуальными достоинствами – мудростью, мужеством, репутацией, честностью, и «биологическим старшинством», которое определяется только возрастом. В этом посте я хотела бы обратить внимание на еще один аспект этого явления – на возможности старейшин принимать важные общественные решения. Институты, аналогичные советам старейшин, известны с античной эпохи - о «совете благодумных старейшин» писал еще Гомер в Илиаде. По всему Кавказу к мнению «советам старейшин» прислушивались и признавали за ними право на моральные санкции. У черкесов старшие по возрасту приглашались на сборы и собрания, на которых принимались решения. Народные собрания (хасэ), на которых принимались социально значимые решения, передавались на рассмотрение старейшин и после их соответствующей «экспертизы», они становились легитимными и обязательными для всех.
В Дагестане совет старейшин обычно являлся представителем народного собрания. Его члены носили звание «джамаатчи» (человек джамаата). Это были люди не моложе 40 лет, авторитетные в своем роду, социально активные, и, как правило, далеко не бедные.
Жители селения Анди. Возможно, кто-то из них входил в совет старейшин. Фото начала ХХ века.
В круг «совета старейшин» по определению не могли войти умственно отсталые люди, лица с сомнительной репутацией. Совет на один год назначал группу старшин-правителей («чухби» у аварцев), судей («диванчи»), военачальника и казначея. Важнейшие решения джамаата в Дагестане документировались.
«В Кубачинском обществе в Дагестане, пишут Ш. Казиев и И. Карпеев в книге «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке», самое лучшее из общественных зданий - «Халахъулбо», стены которого были украшены барельефами с сюжетами из мифов и общественного быта, принадлежало старейшинам и правителям».
Совещания старейшин, на которых соблюдался строгий порядок и правила дискуссии, вел самый наиболее авторитетный член совета. При необходимости избежать огласки и соблюсти конфиденциальность собирались в чьем-либо доме.
Адаты Келебского общества, продолжают Ш. Казиев и И. Карпеев, содержали, например, такую норму: «Если кто, не считаясь с авторитетом старейшин, ради забавы бросит камушки в помещение, где они собрались, с него взыскивается штраф в размере одной овцы».
Совет старейшин мог обсуждать самые разные дела – от морального порицания какого-то грубияна до вопросов войны и мира, принятия законов и постановлений, решений о разделе земли и порядке пользования водными ресурсами.
Но, несмотря на большие возможности «совета старейшин», он тоже был не бесконтролен – в Дагестане, особенно в «вольных обществах» и у «демократических» обществ черкесов советы находились под контролем общины.
В последние годы при главах северокавказских республик, главах муниципальных образований образованы многочисленные Советы старейшин. Создан Совет старейшин и при Общественном Совете СКФО при полпреде Хлопонине. Я с самого начала относилась к этим нововведениям Медведева скептически. И, как показало, время, ни один из советов не стал реально работающей самостоятельной структурой, способной влиять на решения власти и на решения людей. За эти 2-3 года, как официальными советами старейшин буквально охвачен весь северный Кавказ, ни один крупный земельный конфликт, ни один «выход из Леса» не разрешился под влиянием «советов старейшин».
Да и само решение о совете старейшин принималось под влиянием романтического и книжного образа Кавказа, который все еще существует у многих экспертов, постигающих регион через интернет.
"Судили распри молодых..." Дагестан
Институт старейшин уже давно трансформировался, и на смену старейшинам эпохи «золотого века» пришли назначенцы, обычно бывшие чиновники, для которых Совет старейшин еще одна новая возможность посидеть за одним столом с власть предержащими. Да и «быть старым» не значит - «быть мудрым», и биологическое старшинство не обязательно влечет за собой старшинство социальное.
Однако институт старейшин действует внутри больших семей. Приведу только четыре примера, с которыми поделились мои друзья из одного из черкесских сообществ на фейсбуке.
История 1. Айтеч. «У родственников тата (отец –НН) решил вопросы корпоративного права (акции предприятия) - были споры внутри рода, как и что лучше распределить, но когда вмешался он, все сделали как он сказал. Второй случай недавно был в Адыгее, отец жениха приказал ему отвезти невесту обратно к родителям прямо в день свадьбы - не буду рассказывать подробности, но там было за что. А так случаев влияния старших на решения в большой семье полно, только в моей одной семье, все рассказывать жизни не хватит».
История 2. Азамат. «Парень умыкнул девушку, они встречались до этого. Девушку привезли в дом и послали к ее родным известить о произошедшим. На это время с невестной оставили еще одну девушку и младшую сестру старшего в роду. Сам старший ждал вместе с муллой и еще несколькими мужчинами тех, кто приедет со стороны невесты. В это время девушка очень некрасиво вела себя, разговаривала с теми, кто заходил к ней, в пренебрежительном тоне, свысока отозвалась о материальных возможностях семьи, в которую ее привезли; ей не понравился сам дом, обстановка комнаты...
Честно говоря, дом очень приличный, в Нальчике, отделанный с иголочки, со всеми необходимыми постройками. Что ей не понравилось, я не знаю. Затем в ответ на какие-то реплики женщины, что, мол, парень хороший и надо бы остаться (стандартные слова какие-то), она заявила, что, если захочет, то останется, а если не захочет, то выбьет окно и никто ее не остановит.
Ее никто никуда силой не тащил, и она знала, что ее скоро украдут и никаких протестов не изъявляла. Но это была избалованная дочка состоятельных родителей.
В общем старший услышал это все и, когда приехали родственники девушки, он сказал, что девушка не хочет оставаться и лучше будет ее увезти к родителям и что "наш парень ошибся". Объяснили как-то иносказательно, что к чему, гости были адекватными людьми, знали характер девушки и не стали раздувать скандал. Хотя скандал мог и получиться, ведь причину нежелания видеть девушку своей невесткой можно понять по- разному. Счастливому жениху, дожидавшемуся окончания всех процедур у соседей, дали нахлобучку».
История 3. Альбина. «В Зольском районе КБР в одном из сел сходом старейшин была изгнана семья (муж с женой). Причиной тому стал конфликт в семье. После окончания вуза семейная пара переехала в отцовский дом. Муж ходил с бородой, жена в платке. Семейная пара планировала жить в селе, устроиться на работу в школу и все такое. Но после очередной пьянки отца сын решил силой проучить собственного отца.... избив так, что тот чуть не умер. После совета старших сильно набожную семейную пару решили изгнать из села».
История 4. Лиза. «Эта история случилась не так давно в роду моих родственников (извините, фамилии не могу назвать). Девушка из этого рода стала встречаться с молодым человеком из своего же села. Они познакомились в городе. Все бы ничего, но когда дело подошло к свадьбе, выяснилось, что покойная бабушка парня (мама матери) из этого же рода. Собрались старшие со стороны девушки и выяснили, что действительно бабушка парня из этого же рода, но утекло столько воды, что не смогли даже раскопать в каком поколении эта бабушка приходится им родственницей .
Но это их никак не утешило, потому что на всех мероприятиях обе ветки встречаются и общаются как родственники и никто ни с кем не собирается родниться еще раз. Тогда старший вызвал родителей парня и девушки и отругал их за то, что они не научили своих детей отличать чужих от своих внутри своего же села. Он велел им поговорить со своими детьми, чтобы те немедленно прекратили свои отношения. А также сказал, что не может запретить эту свадьбу по закону или по религии, а запрещает ее по хабзэ. Не может он в качестве сватов принимать у себя своих же братьев. Но если молодые ослушаются, то он слагает с себя полномочия старшего рода и покидает это село со своей семьей.
Эта история тогда наделала немало шума. Дети никак не хотели мириться с таким решением старшего. Тогда мама молодого человека пошла к этой девушке и пригрозила, что если она не оставит в покое ее сына, то в день свадьбы на глазах у всех покончит жизнь самоубийством. После этого страсти поутихли. К девушке никто не сватался, так как все село уже было наслышано и смаковали даже то, чего не было.
В результате, девушка уехала работать в Москву и вышла замуж за узбека. Парень женился на хорошей девушке (тоже из этого же села). Говорят, очень счастливы. Может кому-то покажется это жестоким, но считаю решение старшего абсолютно правильным, хотя молодых действительно жаль. Это, в первую очередь, ошибка родителей, хотя и самим можно было бы подумать. Зато эта история стала примером и для остальных».