Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
"Из этого уголка посетитель вынес весьма грустное впечатление". Кавказский отдел на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года
Кавказская тематика была представлена также на XIV Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 году.
Под павильоны и отделы выставки власти города передали ей Литейный Соляной городок, расположенный на Фонтанке, напротив Летнего сада. Выставка была первым в России опытом строительства временного сооружения, построенного внутри монументального здания.
Вся выставка раскинулась на огромной площади, около 24 000 кв. м, и представляла собой довольно сложный комплекс. Одни специалисты оценили его критически, считая, что он лишен архитектурного и дизайнерского единства и цельности.
Другие, в числе которых был известный архитектурный критик В.В.Стасов, говорили о выставке как об успешной попытке использовать традиции русского зодчества во временной архитектуре. Кроме того. на выставке впервые был построен комлекс помещений, обеспечивавших ее функционирование – помещения для администрации, маклеров, экспертов, почты, телеграфа, пожарное и полицейское отделения, туалеты для публики, ресторан, трактир, большая развлекательная зона и даже отдельные «покои для отдохновения высочайших особ».
Вся экспозиция выставки делилась посеми отделам, которые в свою очередь разделялись на 43 подотдела. Впервые на выставке такого уровня появляются региональные отделы: Кавказский, Туркестанский, Сибирский, Финляндский.
Иллюстрация из книги "Иллюстрированное описание..."
Посетителей выставки ждали «фишки» от организаторов – например, гигантская золотая пирамида. Пирамида – это проект Горного ведомства для демонстрации динамики роста добычи золота в России более чем за столетие. Всего в России с 1754 по 1869 год, как наглядно показывала пирамида, добыли 703 тонны чистого золота на сумму более 615 млн. рублей серебром. В подвальном помещении выставки был устроен так называемый Аквариум, наподобие аквариума на Парижской выставке 1867 года, в виде сталактитовых ходов и пещер с электрической подсветкой.
Выставка 1870 года работала по меркам своего времени очень долго - два с половиной месяца. Число посетителей (321 тыс) и участников (3150 чел) было рекордным.
Критик В.В. Стасов с гордостью писал: «Кто видел всемирные выставки последних годов в Лондоне и Париже – это оригинальное выражение нынешнего духа времени, – у того невольно возникает сравнение нашей национальной выставки с теми европейскими выставками. Тут, кажется, не может быть двух мнений: нынешняя наша выставка имеет точь-в-точь такое важное значение для нас, какое те выставки для Европы». Успех Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года был общепризнан. Современники сравнивали ее с всемирной выставкой в Петербурге.
Однако Кавказский отдел произвел на посетителей удручающее впечателение. В «Иллюстрированном описании Всероссийской мануфактурной выставки» 1870 года читаем:
«Вы почти незаметно подходите к небольшой комнате, вмещающей в себя произведения Кавказского края. При самом входе вас обдает какою-то пустотою и мизерностью, и вы невольно задаетесь мыслью: стоило ли такому бедному собранию давать громкое название кавказского отдела?
Развернув указатель, вы решаетесь, во всяком случае, осмотреть все мелочи и начинаете думать, откуда начать свой обзор. Но при всем вашем напряжении, вы не находите начала, хотя и ходите битый час по комнате из угла в угол. Так было по крайней мере и со мной и со многими, посетившими настоящую выставку.
..В четвертое мое посещение, желая добиться толку, так как интересуюсь Кавказом, я начал следить в указателе. {Вскоре}Сложив свой указатель, я опустил его в карман и, пожав плечами, пошел смотреть все вещи подряд. Вот образцы шелковых материй за стеклом, любуйся ими, но узнавать их достоинство, каким путем и какое количество вырабатывается их, - и не покушайся. Следующая витрина с табаком на листах и крошеным показала мне образцы довольно изрядного табаку; далее я увидел изделия из чемира (личника) превосходной работы, оружие изящно отделанное ручным способом в серебро с чернью и золотом, несколько скатертей, чепраки на седло, шитые по сукну шелком отчетисто по изящному, хотя и несколько однообразному рисунку, свидетельствующему о терпении грузинских затворниц; вещи, шитые золотом в золотошвейном заведении г.Менчьинова, за одну из которых сестра означенного экспонента удостоена Государыней Императрицей Высочайшим подарком. По стенам над эти висят с десяток шкурок местных зверей края: барса, куницы, волка, джейрана и других; несколько покрывал и т.п.
Обходя таким образом комнату, трудно было не остановиться перед образцами вырабатываемых на месте галунов. Все они плотны и до того чисты, что кажутся кованными машиною, хотя и работаются на самом деле руками.
Некоторые ковры и сукна из козьего пуха настолько хороши, насколько этого можно желать при выработке их руками, и сумей распорядители расположить их в ином порядке – впечатление было бы иное. Тоже самое можно сказать и об напитках разного рода, которыми так богат край. Сгруппируй их гг. распорядители в одну пирамиду, поместив по средине один из тех громадных кувшинов, в которых хранится вино в Кахетии, да приложи при этом на самом кувшине описание, из которого можно было бы видеть громадное количество добываемого вина вразных местностях Кавказа – и впечатление….было бы совершенно другим, и бурдюк, служащий для возки вина, не потерялся бы окончательно, как это случилось теперь, когда он валяется незаметно на полу у одного из входов в отделе.
Не говоря ничего о сыроварнях, минеральных водах и глиняных изделиях, я с грустью должен сознаться, что на выставке кавказских произведений распорядителями не было обращено ни малейшего внимания, не было придумано ни системы, ни рисунка при расположении вещей6 все они разбросаны и даже, совестно сказать, как бы с умыслом отделены друг от друга. И не будь среди них таких предметов, которые говорят сами за себя, как например, столик и нарды Бастамова, некоторые блюда из меди ручной чеканки, кой-какие ткани и оружие – выставка кавказских произведений окончательно потеряла бы всякое значение даже для тех, которые знакомы с Кавказом. Если же кто-либо вздумал бы, посетив названный отдел, запастись статистическими данными, то он жестоко бы ошибся в своем предположении; из этого уголка, наверное, посетитель вынес весьма грустное впечатление»