Дело хозяйское... "Не нарушать привычный порядок"
Вопрос о том, как вести себя в гостях и где граница дозволенного в общении гостя и хозяев, далеко не праздный. В современных квартирах пространство коммуникации до предела сжато, это неизбежно порождает ограничения и, как мне кажется, накладывает на гостя и на хозяина гораздо более серьезные обязательства, чем 150 лет назад.
Мурат, ученый из Нальчика, который по роду своей профессии много ездит по Кавказу и обычно живет в семьях, рассуждает так: «Этика, поведение в доме тех, у кого проживаешь, очень важны. Я всегда старался влиться в тот мир, в котором они жили, старался стать членом этого мира, не нарушать привычный порядок. Мог и готовить, мог и мыть посуду и т.д. Первые три дня – я старался быть гостем. Это после начинал обживаться.
В свободное от своих дел время вместе с хозяйкой ходил на базар, сидел с хозяином в гараже. Мне даже в Узун-Яйле приходилось убирать и собирать пшеницу, сидя на тракторе, моторе, как они говорят. Считаю, что это не унизило меня, наоборот, возвеличило меня в глазах моих хозяев. Кажется, что если живешь в «чужом» доме достаточное время, обязательно нужно принять их такими, какими есть».
Дина, единственная из москвичек, опрошенных мною, не видит проблемы в большом количестве гостей: «Мне просто приходится готовить больше, раньше встаю и позже ложусь, чтобы закончить работу. Гость никак нас не тревожит, предоставляю ему полную свободу, чтобы не чувствовал себя дискомфортно. У нас несколько комнат, одна всегда для гостей. Свой распорядок стараюсь не нарушать, если только не попросят».
Как и сотни лет назад, в современной в кавказской традиции гостям не принято указывать на какие-то промахи в их поведении по отношению к хозяевам, тем более намекать на то, что «пора и честь знать».
Однако неизбежная и объективная трансформация традиции гостеприимства в современном городе выражается в том, что замечание, адресованное не слишком деликатным гостям, уже не воспринимается окружающими и самими хозяевами как нонсенс.
«Если у "гостя" хватает наглости неделями жить у малознакомых хозяев, я думаю, вполне нормально хозяевам сначала вежливо поинтересоваться сроком отьезда, а если намек не понят - предложить покинуть их. Я только у близких родственников гостил и друзей. И то по их приглашению, сам не навязывался. И вообще я предпочел бы гостиницу, но, когда люди говорят "никакая гостиница, будешь у нас эти несколько дней", отказываться как-то неудобно. Не хочется их оскорблять», - говорит Зарамук из Карачаево-Черкесии.
Традиция одаривания гостя – достаточно древняя. Гостям принято что-то дарить, в зависимости от ситуации и времени пребывания, а также личных отношений с тем или иным гостем. У меня всегда есть запас косметики, шарфиков, заколок, бижутерии и прочих мелочей, которые я дарю своим подружкам, приезжающим по делам, а заодно и повидаться, в Москву.
Почти все мои собеседники одаривают своих гостей. Азамат из Нальчика сказал: «Лично в нашей семье традиция одаривания сохранилась. У нас дома есть запас из вещей, которые можно будет подарить. Замечу, что они припасены не именно на этот случай. Женщинам дарим что-то вроде наборов полотенец с какой-то косметикой, коробки конфет, детям - сладости и т.п.».
Интересно, что сейчас изменились «маршруты подарков» в зависимости от их специфики. Когда-то в моем детстве продукты в больших плетенных корзинах, аккуратно закрытых белым льняным полотенцем – домашнее молоко, сметана, адыгейский сыр, свежие куры и овощи – всегда были связаны с визитами аульских родственников в город. Сегодня зачастую продукты везут не из аула в город, а наоборот. В аул же отправляются для пожилых родственниц тапочки, полотенца, сорочки, для детей - экзотические фрукты, шоколад, конфеты, книжки.
Впрочем, продуктовые дары с Кавказа сегодня – лучший подарок и для жителей больших городов. Мадина, жительница Майкопа, говорит, что, отправляясь в «дальние гости», везет «свои фишки» – «адыгейские» сыр, мед и специи».
Я лично пару лет назад привезла на поездке тушу небольшого барана, которую, пользуясь случаем, передали из Афипсипа для родни в Москву.
Интересно, что при выборе подарков для гостей большую практичность проявляют мужчины. Мурат, привыкший к разъездам, делится со мной стратегией выбора: «Подарки выбираю так, чтоб они могли быть практически полезными тем, кого хочу одарить. Обычно мои гости сразу говорят, чтобы им хотелось найти или приобрести (в рамках разумного, конечно). Большей частью ищут книги, сувениры, фотографии. Стараюсь находить их. Женщины-гости обычно привозят для бабушки и матери какие-то украшения, накидной шарф, платки, духи т.д. Наши женщины, конечно же, ведут себя соответственным образом. Один гость привез отцу набор ножей. Все должно быть в меру».
Тесное пространство хрущевок или даже улучшенных городских квартир при большом наплыве гостей на масштабные семейные торжества привело к новому варианту их размещения – в гостинице. Сегодня поселение в гостинице знакомых, но не близких родственников, считается допустимым.
«Этот новый обычай совершенно допустим. Сегодня, если есть возможность, можно и нужно такое практиковать, поскольку традиционное гостеприимство было рассчитано на то, чтобы у гостя было свое пространство, в котором он чувствовал себя свободно, и хозяева не нарушали привычный ход жизни в своем лично-семейном пространстве. В городской квартире это трудно (не считаем ближайших друзей и родственников)», - поделилась своим мнением Мадина.
Мурат, житель Сочи, сказал: «Такое действительно практикуется. При наличии возможностей хозяина торжества он сам снимает номера, а если нет, то гости "вынуждены" сами оплатить. Или же их расселяют по родственникам в этом же городе, ну или к друзьям».
Но, даже если гость размещается в гостинице, его обязательно принимают дома, организуя специально для него и традиционное кавказское застолье, и досуг.
Поездки в горы - обычный маршрут для кавказских гостей
Гостей из-за рубежа, черкесов диаспоры, обычно возят в их родовые аулы, стараются познакомить с родственниками или однофамильцами. «Обычно владея информацией относительно фамильной истории своего гостя, заранее осведомляюсь о тех, с кем их можно знакомить, а с кем нет. Горы – не всегда обязательный пункт в нашей программе. Многие и до меня их видели. Больше предпочитают простую езду по селам», - рассказывает Мурат.
Косовский черкес Рамазан, мой традиционный собеседник, считает, что «водить гостей и развлекать их нужно обязательно. Я, бывает, езжу домой из Москвы, взяв отпуск, чтобы развлечь и показать Адыгею гостям. Это обычно мои близкие родственники, которые живут за границей, а их у меня много. И этому я рад».
Напоследок расскажу несколько историй, которыми поделились со мной мои дорогие фейсбучные друзья (стилистику текста я сохранила).. Читайте их в заключительном посте этого цикла..