Жилище горцев. Наши дни...
Характерная особенность современного кавказского жилища – высокий забор. Красивые, высоченные заборы, уходящие вверх, в бесконечность – это показатель достатка. Во всех республиках Северного Кавказа у приезжего человека разбегаются глаза от разнообразия деталей и декора на воротах.
Зураб, мой традиционный собеседник, в связи с темой высоких заборов вспомнил поговорку :
"Раньше из небольшого дома выходил крупный мужчина и говорил - "Салам Алейкум". Теперь из огромного дома выходит мелкий скромного вида мужчина и говорит: "Чего тебе надо?".
В Адыгее, как заметил Азамат, при наличии моды на высокие заборы, все же забор « в основном выкладывают с лицевой стороны, выходящей на улицу. С боков заборы как были низкими, так и остаются. Более того, остаются даже калитки к соседям в «боковых» оградах».
Орземес из Черкесска с грустью сказал мне, что «увы, заборами больны многие. У нас на улице у всех были заборы в полтора метра, у некоторых даже ниже. Но, как только в одной семье поставили высокий забор из профнастила и высокие ворота, вдруг оказалось, что всем есть, что скрывать. И «пошли» заборы по нашей улице и теперь до людей не докричишься». Возможно, мнение Орземеса – это ностальгия по прошедшим временам, когда границы взаимодействия людей на Кавказе – и реальные, и культурные – были не столь непроницаемыми?
«Основной понт в Кабарде, - дополнил Аслан из Нальчика, - наверное, ворота. Огромные, кованные, с бронзовой отделкой и медными вставками, ценой от 200 тыс. и до 2 млн. Заборы высотой 5-6 метров, отделанные так же, как и дом. Ранее в 1990-х, когда пошла мода на отделку мраморной крошкой, очень многие вписывали в отделку черкесский флаг или фамильную тамгу. Сейчас тамга перекочевала на верхушку кованных ворот».
Часто непременным атрибутом дома становится "задний дворик"- крытый навес, красиво отделанный, с камином для жарки мяса на углях, столиком и стульями для дружеских и домашних посиделок - своеобразная зона отдыха....Возможно, это трансформация кунацкой? Разделение ее на несколько зон, одна из которых теперь – на открытом воздухе?
Кроме всего перечисленного, сегодня на Северном Кавказе принято ставить на многих домах фамильные знаки, крыши покрывать зеленой или синей металлочерепицей и капаталом, а двор буквально втискивать в плитку. То, что водружается на крышах домов – петухи, львы, драконы, даже змеи – отдельная тема для отдельного поста в блоге.
На Северном Кавказе уже прошла мода на красный кирпич, в моде – силикатный кирпич желтого цвета и дагестанский туф. В массовом порядке линолеум заменяется на ламинат теми, кто не может себе позволить паркет.
Наконец, то, о чем невозможно умолчать. «Ее величество лестница» на второй этаж. С резными балясинами и невероятной красоты резьбой. Дубовые, каштановые, ореховые лестницы ведут на второй этаж или в подвал, если он жилой.
Садик в доме черкесской семьи Галибердовых в Подмосковье. Хозяйка дома планирует разбить такой же в родном ауле в Карачаево-Черкесии.
Принципиально новая вещь – эксперименты с ландшафтом в садах. Почти что ландшафтный дизайн. Часто женщины разбивают такие садики своими руками. Халимат сказала, что «искусственные водопадики, альпийские горки, это все уже не привилегия богатых, а тех, кто способен своим трудом это воплотить. Моя мама все своими руками сделала дома, только ямку для прудика ей рыли мужчины». Аслан из Нальчика заметил, что «декор во дворах стал очень востребованным. Беседки, лужайки, газончик - это атрибуты богатых домов».
Это - другой пример ландшафтного дизайна в одной из республик Кавказа. С керамической уткой. Не столь удачно..
Интересно, что у черкесов, которые вернулись на родину, в домах много цветов, гораздо больше, чем это принято было у черкесов в России, – это и цветы в горшочках, и цветы в вазах.
Рамазан, черкес из Косово, заметил, что «картин живых существ у нас дома не вешают, ибо по Исламу живое вешать нельзя, я имею в виду лошадей, людей и т.д.. Но мы предпочитаем вешать на стены кинжалы, шашки, циновки, аяты и суры из Корана».
Впрочем, надписи из Корана, особенно первая сура «Аль-Фатиха» или знаменитый аят «аль-Курси», висят сегодня во многих домах на Кавказе. Они обычно привозятся из Турции – либо в виде вышитой на темной бархатной ткани арабской вязи, либо в виде вязи, написанной на деревянной основе.
Мои собеседники говорили и про спутниковые антенны, и про кондиционеры, которые типичны для аулов, и про гаражи, которые часто используются как склад, а машины при этом паркуют во дворе.
Кстати, Залим и Эльдар из Нальчика метко заметили, что на Кавказе теперь сменились бригады ремонтников. И шутки про Равшана и Джамшута (они мне совсем не нравятся) теперь очень популярны.
Халимат из Карачаево-Черкесии сказала, что у таджикских строителей хорошая репутация : «В моем родном ауле все лето работала бригада таджиков, так они таким большим спросом пользовались. Надо сказать, что в отличии от местных, которые день работают, а два неизвестно где (у кого свадьба, у кого запой или еще что), эти добросовестно работают».
Как раз дописывая этот пост, я наткнулась на слова известного дизайнера украшений Донателлы Пеллини о своем доме. По-моему, они вполне уместны, что завершить эту серию постов о горском жилище.
«Дом – это то, что следует с нами по жизни. Сначала мы создаем его как бы для других, для зрителей. Но потом постепенно он становится нашим убежищем».
Такие дома всегда живут вместе с тобой, независимо от того,богаты они или скромны.