Скажи, каков твой дом, и я скажу, кто ты. Интерьер горского жилища конца XIX -1930-х гг.
Период 1860-х – начала ХХ века – один из самых сложных в истории Северного Кавказа. Имперский проект «умиротворения Кавказа» предлагал горцам новое жизнеустройство, целью которого было формирование у них лояльности империи и династии.
Новые географические и административные границы, новая система управления, разрушение традиционной элиты, вовлечение в рыночные отношения, новая горская элита, прошедшая через русские школы и университеты – все это, как и многое другое, в течение нескольких десятков лет создавало принципиально новый культурный ландшафт на Северном Кавказе.
Жилище как часть культуры тоже изменялось – уже в 1896 году появляются публикации, в которых изменения стиля и типов жилых домов расцениваются как утрата национальной самобытности: «Прежде существовала гармония между всеми постройками во дворе горца: каждая из них находилась на своем месте, под стать с другими и не резала глаз; не было никакого недостатка в заборах, плетнях, все было скромно, бедно, но цельно. Новые дома разрушили эту целостность и соответствие в расположении отдельных частей усадьбы: выстроенные на самых видных местах, напоказ для всего мира, они выросли как бы из пепла и разрушения».
Новые дома – это дома с черепичной крышей, в которых появились такие детали, которых раньше не было - коридор, оштукатуренные стены, окна со стеклами вместо прежних маленьких отверстий, деревянный пол - вместо земляного, потолок – вместо плетенных матов, которые укладывались на подстропильные балки.
К концу 1930-х гг. "вытянутый" в плане дом уступает место "квадратному".. Иллюстрация 1816 года неизвестного художника "Черкесский дом". Из книги Б. Едиджа "Адыги (черкесы) в иллюстрациях европейских художников...". Майкоп, 2009.
В начале ХХ века «богатые дома» на Кавказе строились из кирпича, покрывались железом или черепицей. В таких домах уже есть тульские самовары, богемское стекло, сервизы из позолоченного серебра, посуда из фарфора и хрусталя.
Первые годы советской власти – не менее болезненный период для горской культуры, период советской модернизация сознания и быта. В 1920-е гг. начинается целенаправленное массовое переселение горцев на равнину.
Кавказское село стремительно изменяется – в конфискованных домах бывших буржуа и кулаков теперь располагаются школы или сельсоветы, в закрытых мечетях на западном Кавказе делают школы и амбулатории или вообще разбирают их на стройматериалы для клубов.
В аулах появляются символы советского обобщественного хозяйства - силосные башни, МТС с гаражами, мастерские. Об избах-читальнях, врачебных пунктах, школах, детских садах и яслях, библиотеках, амбулаториях вообще говорить не приходится. Их число росло в геометрической прогрессии.
В 1930-е годы в крупных аулах и селах появляются все признаки новой культуры быта – мощеные улицы, зеленые насаждения, свет на улицах, водопровод и т.д.
Старые, вытянутые в плане дома, уступают место «квадратному» дому, все больше распространялись застекленные окна, которые украшали наличниками и ставнями. Такие окна прорубали даже в старых домах.
Традиционный очаг – самая символически насыщенная деталь в горском доме, символ единства дома, стабильности и преемственности семейных традиций – заменяется переносной плитой, железной или кирпичной. Однако новые печки использовались только для отопления, пищу по-прежнему готовили в дедовских очагах. Со временем для очага стали сооружать особую постройку в стороне от основного жилья, куда перенесли и плиту.
В 1930-е в горский дом приходят мебель фабричного производства – кровати, высокие столы, стулья, шифоньеры, а также оконные занавески, портьеры, дорожки, коврики, салфетки.
И хотя обедать в кругу своей семьи предпочитали за низкими круглыми столиками, покупные «высокие столы» накрывались кленками, скатертями и стояли в «полной боевой готовности» в ожидании гостей.
То, что ставилось на столы в 1930-е в горских аулах для украшения, можно считать аналогами сервиза «Мадонна» в 1970-е. Модные новинки советского ширпотреба и символы престижа – чемоданы, граммофоны, швейные машинки, книги, фото членов семьи. В тех домах, где впервые появлялись граммофоны, по вечерам собирались соседи и родственники «для культурного досуга».
Железные кровати с сетками – вообще отдельная тема. В аульских домах их было всегда больше, чем необходимо – в силу обычая гостеприимства они всегда стояли, заправленные чистым бельем «для гостей», и вообще почему-то сразу пришлись горцам по вкусу…
В детстве, у бабушек, я застала такие кровати – с пуховыми перинами и взбитыми подушками, накрытыми специальными тонкими кружевными накидками – накидки были просто идеальны, чтобы напялить их на голову, играя «в принцессу»…
О том, какие изменения произошли в жилище горца далее – читайте в следующем посте…