Скажи, каков твой дом, и я скажу, кто ты. В интерьерах горского жилища.
У каждого кавказского дома – свой характер, своя душа и свои устои. Сегодня они «живут» в самых разнообразных декорациях. Интерьеры современного кавказского жилища поражают воображение. Актуальные почти дизайнерские решения в минималистском стиле, или буржуазный стиль с тяжелыми парчовыми занавесками, мебелью из красного дерева и горами хрусталя, как в магазинной витрине… В такие интерьеры подчас бывают сознательно идеально вписаны как детали предметы старины – семейные реликвии типа кинжала или серебряной сахарницы…
Есть и совсем другие дома, которые по-прежнему хранят дух уюта эпохи социализма - советские стенки, чешские кресла, горы подушек на «пузатом» диване, подписка «всемирной литературы» в книжных шкафах..
Или же дома, похожие на организованный хаос – в них найдется место и дедушкиным серебряным подстаканникам, и бабушкиному янтарному ожерелью, и фотоальбомам, которым уже «сто лет в обед». В таких домах много предметов, которые хороши только тем, что они есть – пользы совершенно никакой, но стоит посмотреть – вспомнишь что-нибудь приятное…
Следующая серия постов – об интерьерах горского жилища… Как они менялись, теряя присущий аскетизм, как в XIX веке появлялись такие неизвестные прежде помещения, как, например, коридоры… Что такое роскошь в понятиях конца XIX века или 1960-х?
Почему на стенах многих домов в аулах в 1970-1980-е висела репродукция известной картины Крамского «Незнакомка»? Что из традиционного горского жилища и его структуры сохранилось и сохранилось ли вообще? В чем проявляется мода на традицию в современном горском интерьере?
Традиционное горское жилище существовало в трех основных вариантах – это турлучные дома на равнине, каменные дома с плоской земляной крышей в горах Восточного и Центрального Кавказа, срубное жилище – у карачаевцев и балкарцев. Были еще и знаменитые, таинственные и завораживающие своей мощью, жилые башни в горной Осетии и Ингушетии.
Остановлюсь на турлучных домах. Основной деталью интерьера такого дома был очаг. Очагом очень дорожили, всегда держали его в чистоте, практически относились к нему, как к живому существу. С особым трепетом относились к надочажной цепи – символ благополучия дома, крепости семейных уз, важная часть ритуала приобщения молодой невестки к новой семье, она никогда по определению не могла быть ни потерянной, ни подаренной. Черкесы, покидая свою родину в XIX веке, часто увозили с собой на чужбину этот символ родного дома – такие цепи хранятся сегодня во многих семьях потомков черкесских мухаджиров.
Иллюстрация из книги Э. Спенсера. Гостиная в доме черкесского князя. 1838.
Очаг устраивался в середине помещения, либо у одной из стен. Его делали в виде небольшого углубления в земляном полу, которое иногда обкладывали камнями.. Над очагом возвышался дымарь – обмазанный глиной плетеный колокол, своей широкой стороной обращенный вниз. Сквозь дымарь пропускали жерди, за которые подвешивали на железной цепи чугунный котел для приготовления пищи.
Обстановка и внутреннее убранство жилища были аскетичными, простыми и лаконичными. При всей своей неприхотливости и минимуме вещей, такой интерьер был комфортным и уютным. У каждой вещи было свое место, а вокруг каждого места в пространстве вокруг очага формировалась своя мифология – свои приметы и свои запреты.
Место у очага было самой почетной и престижной частью дома. Это – абсолютное царство главы семьи, его вотчина. Здесь стоял его диван, покрытый ковром, войлоком или же циновкой. А сбоку от этого дивана находился большой массивный сундук-ларь, где хранились продукты и одежда для всех членов семьи.
Поверх ларя на особых деревнях полках укладывали свернутые постельные принадлежности. На таких же полках, подвешенных на веревках вдоль боковых стен, хранилась посуда – на каждый день и декоративная, парадная (последнюю всегда помещали на самой верхней полке, почти под потолком и вдоль всех четырех стен жилья).
Стены украшались тоже очень просто – в них были вбиты деревянные колышки, на которых развешивалась повседневная одежда, сбруя, круглые трехногие столики, на которых подавалась еда, и низкие четырехногие скамейки.
Так обставлялись общесемейные комнаты.
В отдалении от жилого дома каждая горская семья строила специальный гостевой дом за особой оградой, кунацкую. У черкесов могли строить и две кунацкие, одна из которых предназначалась для самых почетных гостей..
Мне кажется, институт кунацкой – один из институтов, пока что недооцененных учеными. Это самодостаточный микромир, в котором гостю было абсолютно комфортно: у него было все необходимое и для отдыха, и для того, чтобы, если это необходимо, он мог сохранить свое инкогнито…
Хозяева не навязывали ему своего присутствия, но и не выпускали гостя из- под своего контроля… Механизмы, выработанные в культуре столетиями, позволяли соблюдать этот непростой баланс.
Кунацкая состояла из одного жилого помещения и пристроенной к нему конюшни. Возле нее устраивали коновязь в виде развесистого дерева с коротко обрубленными ветвями и навесом для лошади гостя - навес спасал ее от дождя и солнца.
Горцы старались, чтобы в кунацкой было все самое лучшее, чтобы гостю было спокойно и комфортно: ковры и циновки, треножные столики для угощения, кровать, ковер, медный кувшин или медная или деревянная чаша для умывания, полотенце. На стенах кунацкой обычно развешивали оружие , музыкальные инструменты и козьи шкуры, служившие в качестве ковриков при молитве..Здесь не было предметов, связанных с ведением домашнего хозяйства..
« Мы спешились у Индар-оглы, который вместе сыном Ногаем вышел нас встречать к воротам своего двора и проводил нас в гостевое помещение, где стены были украшены саблями, кинжалами, луками, стреламию пистолетами, ружьями, шлемами и большим числом кольчуг», - так описал черкесскую кунацкую в XIX веке француз Тебу де Мариньи.
Самое интересное – читайте дальше)
Иллюстрация из книги Б. Едиджа "Адыги(черкесы) в иллюстрациях...". Майкоп, 2009