Фото
19:47, 17 февраля 2012

Последний рубеж. Как меняется погребально-поминальный цикл


 Этот пост – о самом печальном и самом деликатном…

В культурах народов Северного Кавказа тема достойной смерти, похоронный ритуал, вопрос о том, как хранить память о человеке и сохранить его образ для его потомков – одна из острых и важных тем. Как сказал один из моих коллег, тема смерти и похоронный ритуал на Кавказе породили целую индустрию и особое культурное пространство ‒ особые этические и эстетические нормы, ритуалы, обычаи, символы.  

То, как определенная культура переживает смерть, есть часть картины мира членов данного общества.  Через изучение установок в отношении к смерти ученые-антропологи, философы, культурологи узнают об установках живых людей в отношении к жизни и основным ее ценностям. Поэтому похоронный ритуал – это своеобразный экран, в котором отражается жизнь скорее живых, а не ушедших. Знаменитый афоризм Ларошфуко, что «на солнце и на смерть нельзя смотреть в упор» имеет свои аналоги и по-своему переживается в каждой культуре.

Невозможно в деталях описать традиционные погребальные обычаи народов Северного Кавказа – слишком много нюансов, полутонов, своих словесных формул, невербальных знаков и деталей, о которых можно написать целые тома.

Поминальные скачки черкесов и абазин, фамильные склепы чеченцев и ингушей, горящие в течение всего поминального цикла в домах балкарцев и карачаевцев лампочки, освещающие душе покойного путь в родной дом… Все это лишь штрихи сложной погребальной культуры.  

Не смерти, но бесславной жизни боялись горцы Кавказа...

У всех северокавказских горцев, за исключением православных осетин, традиционно доминировал мусульманский обряд погребения. Хотя, конечно, не без элементов  доисламских верований.

Хоронить умершего после омовения старались в день смерти. На кладбище не допускались ни женщины, ни дети. Все это время происходило громкое оплакивание – и сейчас в горных селах Дагестана, например, существует институт профессиональных плакальщиц, женщин, которые «держат» ритуал оплакивания, меняя то темп, то интонацию траурных причитаний.

В день похорон обязательно резали скот и раздавали родственникам и бедным. Поминки устраивались сразу после похорон и продолжались несколько раз в течение года. Наибольшее количество поминальных трапез насчитывается у осетин – до 12. Кроме того, умерших поминали еженедельно (например, у черкесов принято в четверг жарить специальные лепешки и раздавать их соседям. Считается, что умерший насыщается запахом, исходящим от жареного теста), во время Курбан-байрама и Уразы.

Похороны – это всегда ритуал, в котором отрабатывались жизнеспособность кровно-родственной общины, ее способность «сомкнуть ряды» в тяжелый для родственников период, быть вместе и помочь друг другу. Поэтому на похоронах и поминках обычно присутствовало много людей – родственники, соседи, просто знакомые.

Похороны всегда служили и инструментом, примиряющим тех родственников, в отношениях между которыми за многие годы накопилось немало, казалось бы, непреодолимых  противоречий.

 Уже  во второй половине XIX  – начале ХХ века разорительные поминки были непосильны для простых крестьянских семей и решением сельских сходов пытались хоть как-то ограничить расходы. Известный ученый –кавказовед В. Ф. Миллер приводит осетинскую пословицу: «Отчего он богат? – Оттого, что у него никто не умирает!». Например, в 1913 году сход жителей Владикавказского округа принял решение не резать в день похорон больше одного быка или барана и отменить поминание умершего в пятницу.

Традиционные похороны были практически не затронуты советскими нововведениями. «Общественность вела борьбу» с «многолюдностью похорон», массовым забоем скота, собиранием денег в память об умершем и т.д. Но, несмотря на усилия различных комиссий по переустройству горского быта, погребальный цикл в целом устоял и сохранил свой консерватизм.

В 60-е годы, правда,  исчезало громкое женское обрядовое оплакивание, сопровождавшееся расцарапыванием лица и вырыванием волос. В период 1930-1960-х гг. распространяется черный как цвет траурной одежды. Вплоть до второй половины 1990-х годов умерших не хоронили в городах, отвозя их для погребения в родной аул или село. И хотя участие служителей культа в обряде не приветствовалось, тем не менее, мулла (или эфенди) и поминальные мусульманские молитвы были постоянными атрибутами траурного действа.

Даже секретари райкомов КПСС и директора колхозов и совхозов предпочитали дойти до последнего рубежа в соответствии с традицией. Так, в Карачае, начиная с 1959 г. райкомы КПСС пытались организовать похороны с венками, речами и оркестром. Директора совхоза "Красный Восток" райком партии похоронил "по-коммунистически". Родственники уговаривали представителей власти, чтобы эфенди помолился над могилой. Но, несмотря на полученное разрешение, эфенди отказался участвовать в церемонии.

Гражданский ритуал с гражданской панихидой, возложением венков, траурной музыкой у горцев Северного Кавказа не прижился.

О том, какие изменения происходят в современном похоронном обряде, почему ДУМы борятся с разорительными поминками,  почему сегодня на Северном Кавказе – с запада на восток – можно говорить об усилении исламской составляющей похорон – читайте в следующем посте…

 

 

Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54 Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".18+ В Ереване прошла ежегодная акция "Возвращение имен". На ней участники зачитали более 150 имен репрессированных в годы советской власти. В Армении акция проводится в четвертый раз. Посетившие мероприятие рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о репрессиях родственников и о том, почему важно не забывать те трагедии. 29 октября 2024, 23:28 Акция в Тбилиси: что требуют протестующие Акция в Тбилиси: что требуют протестующие НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Жители Грузии, не согласные с итогами парламентских выборов, вышли на протест и перекрыли проспект Руставели в Тбилиси. Они потребовали провести новые выборы под эгидой международной избирательной комиссии. Президент Саломе Зурабишвили выступила перед протестующими указав, что на выборах «украли» голоса избирателей. Оппозиционеры заявили, что не смирятся с итогами выборов со множеством нарушений. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405031 28 октября 2024, 23:15 Грузия протестует: последний шанс стать Европой Грузия протестует: последний шанс стать Европой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Сторонники вступления Грузии в Евросоюз провели 20 октября шествие и митинг в Тбилиси. Акция прошла на фоне отказа членов Евросоюза от встреч на высоком уровне с правительством Грузии. Процесс евроинтеграции Грузии был приостановлен после вступления в силу закона "О прозрачности иностранного влияния". Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404782 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 октября 2024, 23:24 Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Только спустя полгода семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Армении, начали выплачивать компенсации. Жители общины Алаверди рассказали, что на полученные недавно деньги начали восстанавливать свои дома. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404636 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 16 октября 2024, 19:19 Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11