Mission Possible. Сирийские черкесы - дорога домой
В течение последних 20 дней сирийские черкесы оказались в центре внимания аналитиков и СМИ, специализирующихся по Кавказу.
На сегодняшний день уже четыре группы сирийских черкесов, в общей сложности насчитывающих около 300 человек, обратились к президенту РФ Д. Медведеву, к главам республик, в которых черкесы являются титульной нацией - главе Адыгеи А. Тхакушинову, главе КБР А. Канокову и главе КЧР Р. Темрезову – с просьбой помочь им вернуться на историческую родину в условиях, когда Сирия фактически оказалась на грани гражданской войны.
Как сообщает КУ, «с начала антиправительственных выступлений в марте 2011 г. сирийскими силами безопасности были убиты больше 4 тысяч человек, десятки тысяч подверглись произвольному аресту, многие из них – пыткам. Эти нарушения, широко документированные Хьюман Райт Вотч на основании свидетельств сотен жертв и очевидцев, совершались в рамках массовых и систематических репрессий против гражданского населения, в силу чего они подпадают под квалификацию преступлений против человечности».
По данным ООН, число жертв столкновений в Сирии превысило 3,5 тыс. Официальные данные Дамаска – более полутора тысяч погибших с обеих сторон, причем из них 1100 человек – это сотрудники правоохранительных органов.
В пикете в поддержку сирийских черкесов в ауле Тахтамукай в Адыгее участвовали и дети
фото с сайта www.elot.ru
Информационное сопровождение российских СМИ по поводу обращения сирийских черкесов к властям и общественности России отличается рядом особенностей, о которых невозможно не упомянуть.
Во-первых, количество публикаций по этой теме в респектабельных федеральных СМИ превысило возможные ожидания; во-вторых, все они отличаются сдержанной риторикой и выгодно выделяются на фоне скороспелых явно "непрочеркесских" публикаций 2010-2011 гг. новоявленных аналитиков, в мгновение ока вдруг объявивших себя специалистами по черкесскому вопросу.
За исключением нескольких дезинформационных вбросов (о якобы 5-млн. субсидиях, которые будут выделены каждому вернувшемуся сирийскому черкесу из федерального бюджета), исходящих из порталов, и до этого не утруждающих себя проверкой подлинности распространяемой информации, медиасопровождение сдержанно и политкорректно.
Возможно, это тоже один из сигналов, которые уже были посланы Москвой и мировому сообществу, и Сирии.
Черкесская община в Сирии. Сегодня, по разным данным, черкесы в Сирии насчитывают от 90 до 100 тыс. человек и расселены в основном в Дамаске, Алеппо и Хомсе.
В середине 1860-х гг. появление черкесов в Сирии было частью процесса расселения черкесов в Османской империи как результата их депортации в ходе и после окончания Кавказской войны.
Османские власти создавали из черкесов буферные поселения и преследовали несколько целей: обустроить пустующие земли за счет черкесов, обладающих более высоким уровнем, по сравнению с местным населением, агротехнической культуры; защитить арабские земледельческие поселения от набегов кочевников; использовать черкесов как носителей развитой воинской традиции в противостоянии с друзами, чье национально-освободительное движение набирало обороты и становилось проблемным для Стамбула.
Кроме этого, черкесские поселения увеличивали количество мусульман в Османской империи. Напомню, что процессы исламизации черкесов в середине 19 века не были завершены, а ислам в сознании новых подданных Порты еще не мог конкурировать с традиционным Адыгэ хабзэ, самой мощной системой, регулирующей личные мотивации и общественные отношения.
С 1860-х гг. расселение черкесов в Сирии прошло еще несколько этапов - основная масса черкесов была переселена сюда из балканских провинций Османской империи после окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. «Адыгская (черкесская) энциклопедия» сообщает, что «черкесская иммиграция в те районы, которые сегодня представляют территорию Сирии, продолжалась вплоть до начала 20-х гг. ХХ века. После окончания Первой мировой войны в Сирии нашли убежище несколько десятков черкесов из Турции. В 1930 г. в Кунейтре поселилось 7 черкесских семей в количестве 50 человек из Советского Союза».
Черкесы в Сирии воспроизводили свою Черкесию – управление осуществлялось через народное собрание (хаса), в которое выбирались представители от каждого населенного пункта. Должность тхамады, главы поселения, была выборной. Османские власти устраивал такой порядок вещей – они наделяли черкесских старшин соответствующими должностями, принятыми в османской региональной системе управления.
Черкесы в Сирии, как писал известный путешественник и этнограф, автор книги «По белу свету» А. Елисеев, «живо перенесли наше воображение на недавно еще покинутый Кавказ». Система жизнеобеспечения, обычаи и обряды, в целом – все институты саморегуляции становились защитным механизмом, который консервировал культуру и препятствовал ассимиляционным процессам.
Такая замкнутость кое в чем сохраняется и до сих пор. Один из студентов черкесов из Сирии, учившийся в Майкопе лет 5 назад, рассказывал мне, что черкесские семьи на фамильные праздники в Дамаске приглашают только черкесов, что женитьба араба на черкешенке – редкий случай и что такой брак поднимает акции арабской семьи в глазах их же родственников на несколько порядков.
Традиционным занятием черкесов вплоть до последних дней была военная служба: традиционная преданность своему правительству и в период османского правления, и в период французского мандата, и во время независимости Сирии создала черкесам репутацию законопослушных и лояльных сирийских граждан.
Анзор Кушхабиев, единственный российский исследователь черкесской диаспоры в Сирии, пишет, что «к концу прошлого века в вооруженных силах страны было 30-35 действующих генералов-черкесов». Однако было бы преувеличением считать черкесов в Сирии исключительно военной кастой - среди черкесов в Сирии известны и успешные врачи, и земледельцы, и ученые, и писатели, и поэты. «В историю сирийского кино вошел как один из первых кинорежиссеров Исмаил Анзор, снявший в 1952 году первый в стране документальный фильм», - сообщает «Адыгская энциклопедия».
О том, что сегодня представляет черкесская община в Сирии, о ее динамике и трансформации; о том, так ли уж велика культурная дистанция между сирийскими и российскими черкесами; об опыте репатриации, накопленном в Адыгее, о том, с кем черкесская диаспора – с Асадом или с повстанцами – читайте в следующих постах..