Чаша, волосы... А что дальше?
Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Лечи Хамзатов из Грозного рассказывает о религии на службе у политического популизма.
Лечи Хамзатов (псевдоним): "Родился в Астраханской области. Закончил школу и ВУЗ в городе Грозном Чеченской Республики. В настоящее время живу в Грозном. По профессии историк. Журналистикой увлекся два года назад. Также занимаюсь частным бизнесом".
В преддверии дня рождения пророка Мухаммеда, который в Чечне Рамзана Кадырова отмечается с особым размахом, в республике разгорелся очередной ажиотаж вокруг импортированных исламских реликвий. В Чечню из Турции были доставлены три волоса Пророка. Еще один волос прибыл неделю назад из Узбекистана. Осенью прошлого года из Англии была привезена чаша Мухаммеда, которой более 1400 лет, а местные власти и духовенство дали понять, что не намерены на этом останавливаться и попробуют добыть еще что-нибудь, что принадлежало последнему из Пророков.
Чечня при Кадырове не только строится и отстраивается, как к примеру центр Грозного, но со временем может стать местом, где будут собраны исламские реликвии. Похоже, работа в этом направлении будет продолжена, и жители Чечни скоро станут свидетелями очередного действа, под названием "получение руководством Чечни исламских святынь".
Первый волос Пророка (мир ему), также как раньше его чаша, был доставлен в Чечню с большой помпой. Местное телевидение несколько дней показывало многокилометровый кортеж дорогих иномарок с чеченскими и российскими флагами, двигавшийся из аэропорта в центр Грозного, а затем и в родовое селение главы Чечни. Шестилетнего сына Кадырова, который в сопровождении двух мулл несет шкатулку с волосом. И самого Рамзана, рыдающего с капсулой в руках в окружении духовенства и своих приближенных.
Картина была довольно впечатляющей, особенно кадры, на которых седовласые старцы и муллы с плачем пытались прикоснуться к капсуле, в которой находился волос. В Чечне вообще-то мужчинам считается зазорным не то что плакать, но даже как-то выражать свои эмоции на людях. А тут – целая толпа мужчин под управлением самого главы республики в прямом эфире рыдают над шкатулкой. Какое должно быть огромное потрясение испытывали участники этого мероприятия, раз не могли сдержать своих слез, сопровождавшихся всхлипываниями и возгласами "Такбир!" и "Аллаху акбар!"…
Чеченские богословы поспешили объявить волос прокрока Мухаммеда, также как ранее и его чашу – "святынями ислама". Но с этим утверждением вряд ли можно согласиться. Во-первых, есть немало вопросов относительно того, каким образом волос из Узбекистана и чаша Пророка попали в Чечню. Подарены ли они потомками курейшитов и безвозмездно переданы на вечное хранение в Чечню, или же были просто перекуплены чеченскими властями?
Есть ли достоверные доказательства того, что именно этот волос и именно эта чаша когда принадлежали Мухаммеду? И наконец, почему только сейчас эти реликвии решено было передать Чеченской Республике? Почему именно чеченцам доверили их хранить, а не передали, например, в Саудовскую Аравию?
Конечно же, руководство Чечни активно пытается представить эти два события чуть ли не достижением всего исламского мира. Игра на религиозных чувствах верующих всегда приносила и будет приносить плоды. Будь это хоть времена Инквизиции, хоть реалии XXI века. А уж в Чечне, особенно если учитывать наивность и доверчивость чеченцев, их склонность к мистицизму и вере в различные предсказания, манипулировать общественным мнением достаточно легко. Тем более если для этого есть соответствующие ресурсы.
Но если подойти к вопросу исключительно с позиции религии ислам, то, как уверяют некоторые муллы, поклонение вещам или чему-либо, пусть даже принадлежавшим самому Пророку, явно противоречит нормам ислама. Это можно расценивать даже как элемент язычества. Ислам, в отличие от христианства, не знает таких понятий как "мощи святых", "святые иконы" и тому подобное.
В мире есть всего несколько признанных святынь мусульман, например, мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Ни о каких волосах, предметах одежды или быта, объявленных "святынями" мусульман раньше никто не слышал. Это сделано только сейчас и только чеченским духовенством. И от этого древние реликвии не станут "святынями" ислама.
Довольно оригинально интерпретирует появление этих предметов в Чечне один мой хороший знакомый: "Властям нашим просто нечего сегодня предложить народу. Грозный как бы восстановлен, строятся какие-то курорты, спорткомплексы и прочее, но жизнь людей лучше не становится. Нет работы, а тем, кому посчастливилось трудоустроиться, зарплат не выдают месяцами. Поэтому и нашли они, руководители, оригинальный выход. Раз нет хлеба – дадим народу хотя бы зрелищ. Да еще под религиозным соусом. Вот и все".
Почему-то мне сразу вспомнились бессмертные слова главного героя "Двенадцати стульев": "Почем опиум для народа?" А действительно – почем?