"В республике не было и нет домов для престарелых..."
"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".
Фатима Плиева пишет об отношении к пожилым людям в Ингушетии.
Фатима Плиева (псевдоним): "Мне 24 года. Родом из обычного ингушского села, в журналистике ещё со школы, а скоро стану дипломированным специалистом. Публиковалась в местных газетах, затем стала интернет-журналистом".
В обычаях ингушей всегда существовал некий институт уважения старших и, в особенности, стариков. Это как врожденное чувство почтения.
Об этом может свидетельствовать и то, что в республике не было и нет домов для престарелых. Я не знаю такого случая, чтобы ингуши помещали бы своих родителей в такие приюты, даже если они живут в каком-нибудь другом регионе. Это считается просто кощунством.
В Ингушетии старики встречаются на улицах реже, чем где-нибудь в центральной России. Большинство пожилых людей считают для себя неподобающим часто выходить из дома, ездить в общественном транспорте. Мой дед, например, ни разу не был в общественном транспорте. Он считал для себя это унизительным. Но, конечно, бывают исключения.
Когда ингуш состаривается, то ему не нужно думать о доходе, как и с кем он будет жить, кто-то обязательно будет о нем заботиться. В Ингушетии большинство семей многодетные, так что заботиться есть кому. Жизнь пожилого человека в Ингушетии не определяется размером его пенсии.
Как только старик входит в автобус, ему тотчас же уступают место, бывает сразу несколько человек, и он занимает место того, кто младше из уступивших. И даже в маршрутке ему уступают наиболее удобное место. Всегда, когда старик садится в маршрутку, ему кто-нибудь из пассажиров (незнакомых людей) покупает билет.
Бывает, что водитель не берет с него денег. И сегодня, когда я ехала в маршрутке, одной пожилой женщине уступили место у окна, и посторонний мужчина купил ее билет.
В доме, госучреждении, транспорте - куда бы ни зашел пожилой человек, младшие привстают с места в знак уважения. Старики обычно в таких случаях выражают благодарность и просят садиться. "Даьла раьза хийла хьуна (Да будет доволен тобой Всевышний)", - говорят они.
На любых торжествах старики пользуются особым почетом, их сажают во главе стола с угощениями и первыми обслуживают.
Правда, кое-что все-таки изменилось. Когда раньше в автобусах старики между собой разводили дискуссии про политику, религию и какие-нибудь общественные события, то остальные слушали их, затаив дыхание, а выводы их принимали за истину в последней инстанции. Теперь я все чаще наблюдаю, что старикам по-прежнему уступают место, но их перестали слушать. Но это вряд ли утрата уважения к ним. Может быть, люди просто стали более безразличны к жизни общества?
За последние несколько лет совершен ряд покушений на стариков - имамов мечетей и просто религиозных деятелей. В прошлом году имам одной из мечетей Малгобекского района Ингушетии в результате покушения лишился ноги.
Часто сами боевики заявляли о своей причастности, обосновывая это тем, что убитые или раненые активно сотрудничали с ФСБ и МВД в составлении так называемых "списков ваххабитов".
По их словам, именно имамы мечети из-за того, что молодой человек совершает молитву не так, как остальные, вносят его в "список ваххабитов", который затем передается в руки сотрудников правоохранительных органов. И именно фигурантов подобного списка в результате терактов и покушений хватают и допрашивают с пристрастием в милиции или убивают в спецоперации. Также боевики считают, что эти же имамы через своих людей передают информацию о месте нахождения разыскиваемых боевиков в милицию.
Так что некоторые из стариков не пользуются уважением у боевиков.