Праздничные мероприятия в честь калмыцкого Нового года прошли в Элисте
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В честь праздника Зул – калмыцкого Нового года и всеобщего дня рождения – в центральном хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни", помимо традиционных молебнов и угощений национальными блюдами, прошла фотовыставка "Как это было", посвященная 25-летию деятельности Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. К празднику также были приурочены книжная выставка "660 лет со дня рождения Чже Цонкапы" и презентация аудиокниги "Мой сын Далай-лама. Рассказ матери", озвученной режиссером и актрисой Галиной Волчек.
Зул отмечается 25-го числа месяца Быка по лунному календарю и знаменует начало Нового года. Название праздника происходит от обычая зажигать лампады - "зул". По мнению историков, эта традиция символизирует поклонение солнцу, звездам. В праздник Зул калмыки приходят в буддийские храмы, чтобы совершить обряд продления лет, сделать подношения ламе Цонкапе и своим предкам. В буддизме Зул отмечается и как очередная годовщина со дня ухода в нирвану ламы Цонкапы. Именно он в начале XV века стал основателем желтошапочной школы Гелугпа, им же разработано учение "Большое руководство по этапам пути к пробуждению" – "Ламрим Ченмо".
В этом году традиционные предновогодние ритуалы продления жизни проводились по выходным в течение трех недель накануне праздника Зул, передает корреспондент "Кавказского узла". По данным пресс-службы центрального хурула, эти обряды "каждый раз собирали огромное количество людей".
Указом главы Калмыкии 12 декабря было объявлено Днем национального праздника Зул. В этот день с 09.00 до 16.00 мск монахи центрального хурула провели большой молебен "Тысяча подношений Ламе Цонкапе". Во время обеденного перерыва состоялись презентации фотовыставки "Как это было", книжной выставки "660 лет со дня рождения Чже Цонкапы" и аудиокниги "Мой сын Далай-лама. Рассказ матери".
За 12 лет хурул превратился в крупный просветительский центр
На открытие фотовыставки, посвященной 25-летию деятельности Шаджин-ламы Калмыкии, пришли около 30 человек. Выставка отражает этапы строительства "Золотой обители Будды Шакьямуни", "начиная с нулевого уровня", сказала заведующая музеем истории буддизма Елена Манджиева.
"Посвящена она (выставка) Шаджин-ламе, потому что ему принадлежит идея напомнить жителям республики, как строился центральный хурул. Ведь тогда, в 2005 году, весь народ объединился и за девять месяцев создал такую красоту (открытие состоялось 27 декабря 2005 года, – прим. ред.). Вообще-то выставку изначально планировалось приурочить к 10-летию открытия хурула, но по ряду причин два года назад это сделать не удалось. У буддистов принято обязательно завершать начатые дела, поэтому выставка проводится сейчас, хотя дата и не "круглая", - сказала Манджиева корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, на выставке представлены "в основном любительские фотографии архитекторов, скульпторов – тех, кто непосредственно участвовал в строительстве и отделке хурула".
"Сейчас наш хурул превратился в крупный просветительский центр, куда приезжают читать лекции известные буддистские ученые, и где проводят службы перерожденцы не только высоких учителей, но и самого Будды. Благодаря деятельности Шаджин-ламы мы сегодня получаем учение из первых рук", - добавила Манджиева.
Как пояснила организатор выставки, 25 лет назад, когда Шаджин-лама занял свой пост, "в Калмыкии не было ни буддистских храмов, ни священнослужителей".
"Сегодня у нас уже действуют более 40 хурулов, в том числе один тантрический монастырь – в Городовиковском районе", - отметила Елена Манджиева.
Галина Волчек сделала подношение калмыцкому народу
На презентацию аудиокниги "Мой сын Далай-лама. Рассказ матери" в конференц-зале центрального хурула собрались около 50 человек. Глава издательства "Океан мудрости" Анатолий Джуджиев рассказал собравшимся, что эта книга в некотором роде стала продолжением предыдущего проекта – аудиокниги «Свобода в изгнании», озвученной известным актером Валентином Гафтом.
"6 июля 2015 года мы провели презентацию этой книги в Москве и отдали бесплатно тираж Всероссийскому обществу слепых. Было много положительных отзывов, благодарностей – и мы решили издать еще одну книгу в таком же формате. А чтобы она была интересна не только буддистам, мы остановились на воспоминаниях матери Далай-ламы", - сказал Джуджиев.
По его словам, озвучивавшая книгу "Мой сын Далай-лама" Галина Волчек, несмотря на состояние своего здоровья, "буквально преображалась, когда включался микрофон".
"Это мужественный человек. Ей трудно передвигаться и говорить, поэтому она попросила сделать все у нее дома. Мы с аппаратурой приезжали к ней и записывали там по четыре часа в день. А когда закончили работу, она отказалась от авторского гонорара, сказала: "Пусть это будет моим подношением калмыцкому народу и Далай-ламе", - отметил Анатолий Джуджиев.
Завершая презентацию, он вручил несколько экземпляров аудиокниги республиканскому Обществу слепых, пообещав в ближайшее время привезти к ним в офис больше таких компакт-дисков.
Для посетителей библиотеки хурула была организована книжная выставка "660 лет со дня рождения Чже Цонкапы". Вниманию читателей были представлены имеющиеся в хранилище труды выдающегося буддистского ученого и реформата, чье имя неразрывно связано с праздником Зул.
Календарное противоречие
Отметим, что большинство буддистов, в том числе родственные калмыкам народы – монголы и буряты – встречают Новый год в первый день месяца Дракона, обычно в феврале-марте, когда в Калмыкии празднуют наступление первого месяца весны – Цаган сар. Традиция отсчитывать начало года от 25-го лунного дня месяца Быка имеется только у калмыков и ладакцев (жителей провинции Ладак в Индии).
Отождествление Зул с Новым годом и всекалмыцким днем рождения содержит в себе "явное календарное противоречие", считает председатель калмыцкой общественной организации "Центр развития современной ойратской культуры "Тенгрин уйдл" (Млечный путь)" Басан Захаров.
По его мнению, "народ перенес на Зул представления о добуддийском празднике Җилин Эзн (Хозяин года, – прим. ред.), который наступает в первый день месяца Барса по лунному календарю, следующего после месяца Быка".
"Зул и Җилин Эзн – это древние и взаимосвязанные праздники. По рассказу Бугтунова Сангаджигаря гелюнга, жившего в XIX веке, в день Зул в результате большого взрыва зародилась Вселенная. В этот день продлевали год только женщины. Мужчины продлевали год в Җилин Эзн, то есть тогда, когда хаос прошел, и Вселенная, в том числе Солнечная система, сформировалась в современном виде. Ойраты считали себя народом вселенского масштаба, любимыми детьми Неба, поэтому праздновали свой день рождения вместе со Вселенной", - рассказал Захаров корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, "Зул, скорее, знаменует начало праздничной предновогодней недели".
"С глобальным обновлением этот день стал ассоциироваться, видимо, в связи с укреплением буддийской религии и совпадением с днем ухода в нирвану ламы Цонкапы. Тем не менее, и сегодня в нашей республике есть люди, празднующие национальный Новый год в день Хозяина года", - отметил калмыцкий общественник.
Напомним, что ранее этнограф, доктор исторических наук Эльза Бакаева пояснила корреспонденту "Кавказского узла", что калмыцкая традиция отмечать Новый год поздней осенью или ранней зимой связана с происхождением этноса. По ее словам, древние ойраты жили в лесу, занимались охотой и земледелием, "поэтому у них годичный цикл отсчитывался не от весны до весны, как у скотоводов, а от осени до осени".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37