В праздник Хануки в парламентской библиотеке в Тбилиси экспонировались предметы культа из грузинских синагог
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В праздник Хануки Грузинский национальный музей провел в выставочном зале Государственной парламентской библиотеки имени Ильи Чавчавадзе в Тбилиси выставку предметов культа из грузинских синагог. Выставка длилась всего полдня, среди ее посетителей были прихожане тбилисской синагоги и люди других конфессий, которые говорили, что узнали много нового о жизни и культуре евреев.
Грузинский национальный музей решил присоединиться к празднованию Хануки, которое проходило с 8 по 15 декабря, сообщила организатор выставки предметов культа из грузинских синагог Лейла Цицуашвили, глава отдела временных выставок музея.
В честь Хануки для посетителей были представлены экспонаты, которые должны были храниться в Национальном музее грузинских евреев. Из-за плачевного состояния музейного здания, расположенного на улице Католикоса в Тбилиси, экспонаты хранятся в запасниках Грузинского национального музея. За последние три года это уже третий раз, когда свитки Торы, короны с футляров для нее, занавесы для комнат завета были выставлены на общественное обозрение.
"Это большая редкость, что в музее хранятся свитки Торы. Казалось бы, в этом ничего особенного нет: в любой синагоге есть Тора, во многих синагогах есть древние Торы. Однако для музея получить свиток Торы - это большая редкость", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Лейла Цицуашвили.
Открыл выставку и поздравил с праздником собравшихся в библиотеке главный раввин Грузии Авимелех Розенблат.
"Мы находимся в замечательном зале, на замечательном мероприятии, посвященном замечательному празднику - Ханука, празднику света. Мы зажгли свечи, и это очень символично, потому что везде и всегда свет прогоняет темноту, прогоняет плохое. И каждый, кто зажигает свечи, должен надеяться на лучшее, где бы он ни жил, где бы он ни находился", - сказал Авимелех Розенблат.
Как говорит руководитель Грузинского отделения международного еврейского комитета Джойнт Зоар Давид, несмотря на светский повод, для собравшихся вечер имел сакральное значение.
"Это больше культурное мероприятие, но это и часть нашей истории, которая очень важна для нас. Сегодня мы отмечаем праздник, вспоминаем то чудо, которое произошло – масло, которого должно было хватить в светильниках на один день, хватило на 8 суток (в течение этого времени Маккавеи очищали оскверненный храм после изгнания греко-сирийского войска - прим. корреспондента "Кавказского узла") - дает много поводов для надежд. И мы всегда с удовольствием празднуем Хануку", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Зоар Давид.
Среди посетителей выставки были и прихожане тбилисской синагоги, и люди других конфессий. Местные грузины больше обращали внимание на предметы культа.
"Я пришла посмотреть, что это за праздник - Ханука. Не все это знают. Но когда пришла на выставку, то чем дальше, тем больше интересного нахожу. Например, меня очень заинтересовали короны для свитков. Очень интересное убранство, и я, честно говоря, не знала, что свитки Торы оглавлялись такими колпаками и хранились в таких красивых футлярах", - говорит посетительница выставки Тамара Чеишвили, доктор экономических наук.
Прихожане синагоги более интересовались картинами грузинских художников Шалома Кобашвили и Романоза Гвелисиани.
"Очень интересная атмосфера, очень одухотворенная. И меня очень заинтересовали картины художников Кобашвили и Гвелисиани, которые смогли передать колорит еврейских общин в Грузии", - говорит прихожанка синагоги Диана.
Как отмечает Лейла Цицуашвили, Кобашвили и Гвелисиани едва ли не единственные художники, которые смогли запечатлеть быт грузинских евреев.
"Кобашвили - еврей по происхождению - родился в Ахалцихе в 1876 году и с детства стремился рисовать, но ему запретили родители из религиозных соображений. Только когда ему исполнилось 63 года, он начал рисовать. И на своих картинах он запечатлел свои детские воспоминания о жизни евреев в Ахалцихе. К сожалению, он рисовал всего три года - в 1946 году Шалом Кобиашвили скончался, но у нас остались его свидетельства о жизни евреев в Ахалцихе", - рассказывает Лейла Цицуашвили.
Романоз Гвелисиани, этнический грузин, по ее словам, столкнулся с еврейской темой во время экспедиции грузинских ученых в 1929-1930 годах.
"В экспедиции он наблюдал быт евреев и создал целую серию картин о жизни евреев в Грузии. Его работы дали очень много, чтобы понять, как жили евреи в различных уголках Грузии", - отмечает Лейла Цицуашвили.
Она сообщила, что выставка в библиотеке длилась всего полдня, и после показа экспонаты были вновь возвращены в запасники музея.
"Я надеюсь, что музей грузинских евреев восстановится, и эти экспонаты уже будут постоянно выставлены на общественное обозрение. А пока мы только раз в год можем показать эти предметы, чтобы они на короткое время вновь обрели жизнь", - говорит Лейла Цицуашвили.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 12:17
-
10 ноября 2024, 10:26
-
10 ноября 2024, 08:34
-
10 ноября 2024, 07:37
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44