В Волгограде реализуется исследовательский проект «Музей в твоей жизни» (видео)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сотрудники Волгоградского музея изобразительных искусств проводят масштабное социологическое исследование "Музей в твоей жизни", с помощью которого путем опроса горожан изучают восприятие музеев гражданами на индивидуальном уровне.
"Цель проекта - выявить, зафиксировать, осмыслить и оживить личные воспоминания, связанные с музеем", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" автор проекта, осуществляемого на грант Благотворительного фонда В.Потанина, младший научный сотрудник МИИ Федор Ермолов.
"Первая акция проекта - "Уникальный натюрморт" - состоялась 10-12 декабря 2008 года, - рассказал о первых успехах проекта автор. - Три дня школьники Волгограда пользовались уникальной возможностью поучиться рисовать натюрморты, но поучиться не на обычных скучных муляжах и учебных пособиях, а на шедеврах из музейных фондов. Для этого в зале музея была создана композиция из предметов декоративно-прикладного искусства Узбекистана и Таджикистана 19-20 веков, выставлено освещение и подготовлены рабочие места, создана колоритная атмосфера с восточной музыкой и чаем со сладостями в уголке для отдыха".
Федор Ермолов сообщил о ходе исследовательских работ. Так, в рамках проекта были проведены социологические и маркетинговые исследования. Прошло анкетирование 200 респондентов. 60 человек приняли участие в работе фокус-группы. Профессиональным психологом были разработаны и применены на практике различные подходы выявления личностных связей с музеями для разных категорий горожан.
Одним из итогов проекта стало издание по материалам анкетирования "Буклета воспоминаний". Также прошли телевизионные передачи с участием респондентов. Прошла финальная выставка. Вышло методическое пособие для музейных работников.
"В ходе исследования практически сразу выяснилось, что молодежь в большинстве своем относится к музею очень негативно, - подвел неутешительный итог своим исследованиям Федор Ермолов. - Из трех вузов наибольший процент студентов, посещавших музей, дал Волгоградский государственный институт искусства и культуры. Отчасти это связано с тем, что многие студенты проходят в музее практику. Но и в целом интерес к культурной жизни города у студентов этого учебного заведения довольно высок".
"Огорчило то, что студенты-гуманитарии Волгоградского педагогического университета, находящегося в трех минутах ходьбы от музея, посещают его очень редко, - посетовал автор проекта. - А студенты коммерческих вузов вообще слабо себе представляют, есть ли в городе музей изобразительных искусств. Неприятие музея молодежью имеет характер просто катастрофический".
Федор Ермолов попытался перенести в музей из областного киновидеоцентра (КВЦ) одну из своих успешных и устоявшихся практик.
"Если на занятия в КВЦ ходило человек 50-60, то в музей стало ходить 2-3 человека, - сказал Ермолов. - После месяца попыток привлечь аудиторию смирился и вернул занятия в КВЦ. Посещаемость сразу вернулась к прежнему показателю. При моих попытках поговорить о том, почему именно музей находится в такой опале, в большинстве случаев молодежь либо старается поменять тему, либо совершенно честно затрудняется ответить. Единственный человек, который развернуто и охотно обозначил свое отношение к музею, сказал, что для него любой музей - нечто настолько бессмысленное и мертвое, что пойти туда он может только под конвоем".
Автор проекта выявил две причины такого отношения молодежи к музеям: общее недоверие молодежи к музею как к жанру и системное отсутствие какой-либо актуальной деятельности, рассчитанной на молодежную аудиторию, со стороны музея.
"Молодежная аудитория меня особо интересует по двум причинам, - заметил Федор Ермолов. - Во-первых, я обычно работаю именно с этой аудиторией, реализуя проекты, связанные с современным искусством. А главное - через некоторое время эта молодежь молодежью быть перестанет, а отношение свое к музею сохранит. И, более того, передаст его по наследству следующему поколению".
В ходе исследования обозначились и другие проблемы. Так, аудиогиды в музеях интересны только людям старшего поколения. Молодежь ими почти не пользуется. Сенсорные киоски также малополезны, хотя среди музейных работников они "очень популярны". Необходимы зоны отдыха в музеях, где посетители смогли бы отдохнуть, найти интересующую их информацию. Лучше, если это будут интернет-кафе.
Исправить положение, по мнению исследователя, может только кропотливая и постоянная практика.
"Интерактивным музей должен быть, - уверен Ермолов, - и даже не в смысле электронной начинки… Как можно больше акций, живого общения, того, что реально интересно и важно этой аудитории".
Участники проекта начали "запускать в производство" подобные "практики" постепенно. Начали с "Поэтических субботников" в музее.
"На данный момент среди интеллектуальной молодежи наблюдается настоящий поэтический бум, - отметил Ермолов. - Кроме давно существовавшей студии при Союзе писателей, одна за другой создаются молодежные поэтические студии. Однако студия при Союзе отпугивает молодежь своим официозом, и, мягко говоря, "недружелюбным отношением", а низкий профессиональный уровень самодеятельных студий очевиден даже для самих участников и организаторов. Здесь мы и увидели хорошую возможность сделать что-то, отвечающее реальным потребностям аудитории".
Встречи проводятся по субботам, в 15:00, пока с периодичностью один раз в две недели. В программе - поэтические чтения состоявшихся и начинающих волгоградских поэтов, обсуждения услышанного, экскурсы в историю мировой поэзии, беседы на актуальные темы поэтического творчества и близкие к ним.
"Мы стараемся соблюсти в этой работе и специфику самого музея. Так, темы ближайших встреч - визуальная и видеопоэзия, "книга художника", Волгоград и наследие русского авангарда", - сказал в конце интервью Федор Ермолов.
Федор Ермолов - известный в России волгоградский видеохудожник, представитель одной из волгоградских музыкальных авангардных групп. Он является руководителем арт-инкубатора "Видеология". Организует ежегодные видео-арт фестивали. В октябре 2009 года его творческая группа планирует проведение фестиваля "Форвард-2019", на нем будут представлены молодые художники России, которые, как считают организаторы, через 10 лет будут определять направления будущего искусства.
"Кавказский узел" представляет видеосюжет о творчестве Федора Ермолова.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 08:34
-
10 ноября 2024, 07:37
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20