17:02, 16 ноября 2001

Борцы за дух Джавахетии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Cекта духоборцев ("борцов за дух") появилась в начале XVIII в. в Воронежской и Тамбовской губерниях в среде свободного "государственного" крестьянства. Бог понимался ими как "премудрость" и "любовь", пребывающие в мире, а Христос - как реальный человек, который указал путь к спасению и обрел божественные свойства после воскресения. Место Библии заняли многочисленные псалмы, передающиеся изустно от поколения к поколению. При этом духоборцы отрицали божественное происхождение царской власти и отвергали официальную Православную Церковь, что и стало основанием для их выселения в начале XIX в. на неосвоенные земли Приазовья, а позднее - в Закавказье. В 1841 г. в южной части горной Джавахетии они основали села Гореловка, Орловка, Спасовка, Ефремовка, Тамбовка (ныне в составе Гореловского сельсовета Нино Цминдского района Грузии). Исторически соседями духоборцев были армяне (грегориане и католики), переселенные сюда из Турции в 1829 г. после присоединения Джавахетии к Российской империи. К 2000 г., в Нино-Цминдском районе армяне составляли 96%, грузины - 1.2 %, а русские - 2.6% населения.

В 1990 г. начался массовый выезд духоборцев в Россию., в с. Архангельское Тульской области. Причин тому было несколько: агитация московских ученых из Института этнографии РАН, регулярно наезжавших в эти края, желание "начать новую жизнь в России", возникшее у значительной части духоборческой молодежи, распад СССР и тревожная ситуация в Грузии после установления националистического режима Звиада Гамсахурдиа, рост сепаратистских настроений в пользу присоединения к Армении в Джавахетии. Так или иначе, но духоборцы впервые почувствовали себя гостями на собственной земле.

Последнее десятилетие принесло духоборцам больше потерь, чем вся предыдущая 150-летняя история. В их пустеющие села переселялись молодые армянские семьи из близлежащих поселков Фока, Эштиа, Дилиска, Аракала, Сатхе. Отъезд духоборцев стал для них возможностью отделиться от хозяйства родителей, получить за малую часть реальной стоимости добротное жилище и, главное, свой земельный надел. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в Грузии, количеством и качеством земли определяется благосостояние каждой семьи. В одном из сел, в Спасовке, обосновались грузины-аджарцы, переселенные правительством Грузии из горных районов, пострадавших от оползней.

Сегодня только в Гореловке духоборцы все еще составляют большинство населения, но и здесь в русской школе учатся лишь 109 детей, а в армянской - 147.

Духоборцы твердо знали: пока они жили своей общиной, никаких проблем не было.

Главной причиной напряженности стали вопросы ведения хозяйства и земельной собственности. В Орловке, Спасовке, Ефремовке и Калинино часть земли раздали семьям , а колхозы преобразовали в государственные "сельскохозяйственные производства", власть в которых, по мере выезда духоборцев и с подачи районной администрации, перешла к новоприбывшим. Дальше все шло по известной схеме, и сегодня в каждом из сел экономическая власть принадлежит 1-2 армянским семейным кланам, организовавшим фермерские хозяйства на базе "приватизированной" колхозной собственности. Духоборцы выживают за счет личного подсобного хозяйства и работы по найму у новых хозяев. И хорошо, если последние проявляют некоторое уважение к старожилам. В с. Орловка, например, глава "сельскохозяйственного производства" так распределил земельные наделы, что принадлежащая ему земля отрезала духоборцам доступ к их пастбищам

Особая ситуация сложилась в Гореловке, где еще в 1992 г. на общем собрании было решено не трогать колхозную землю и другую собственность. Вместо этого была создана "Русская община духоборов Грузии, село Гореловка", правопреемником которой с 1997 г. стал сельхозкооператив "Духоборец". Юридически "Духоборец" - это самоуправляемая община, живущая по своим внутренним законам и независимая от районных властей, которые не могут повлиять на выбор руководителя кооператива или заставить принять армян в состав членов "Духоборца". Продукция кооператива сдается заезжим перекупщикам. Цены на горючее, поборы полиции на дорогах, мафия, контролирующая городские рынки, делают нереальными мечты о собственных точках продажи в столице и других районах Грузии.

Обитатели Джавахетии во многом сходны в оценке нынешней жизни в Грузии. И среди армян и среди духоборцев 13-17% убеждены, что "все не так уж плохо и вполне можно жить", 60-66% - "жить трудновато, но можно терпеть", 13-20% - "терпеть наше бедственное положение уже невозможно". Неудивительно, что большая часть армян и духоборцев заявили о своем желании "уехать из этих мест, если для этого представится возможность". 66% духоборцев и 54% армян хотели бы уехать в Россию, а 32% армян - в Армению.

Однако на просьбу назвать две основные причины такого желания армяне и духоборцы дают разные ответы. У армян - это "материальные трудности" (60% респондентов) и "мои друзья уже уехали" (50%). Духоборцы же говорят: "мои друзья и родные уже уехали" (53%) и "не вижу будущего для своих детей на этой земле" (41%).

Желание покинуть Грузию связано и с тем, что жители Джавахетии просто не ощущают себя частью грузинского общества: они во всех отношениях больше связаны с Арменией и с Россией. Поездка на машине в Ереван займет 2,5-3 часа по сравнению с 6-7 часами до Тбилиси. Ближайший крупный город и аэропорт - армянский Гюмри (бывш. Ленинакан). В силу рельефа здесь принимают телевизионные программы из Армении и России, но не из Тбилиси. Благосостояние многих местных армянских семей зависит от мужчин, работающих по найму в России или служащих по контракту на российской военной базе в Ахалкалаки (там же работают и 20 духоборцев). Для расчетов здесь используют не грузинский лари, а российский рубль и армянский драм. И неудивительно, что 95% духоборцев и более 80% местных армян не владеют грузинским языком.

Данные об уровне доверия различным институтам власти и государственным деятелям свидетельствуют, что армяне и духоборы также едины и в симпатиях к далекой России, и в скептическом отношении к символам грузинской государственности. Однако они сильно расходятся в вопросе доверия к местным властным структурам - районной администрации и полиции, кадры которых почти исключительно состоят из армян.

Велики различия между духоборцами и армянами в вопросах, касающихся религии. Хотя 90% и армян и духоборцев заявили о вере в Бога, религиозные представления духоборцев накладывают больший отпечаток на их мировосприятие.

Среди них больше тех, кто верит в ангелов (68% духоборцев и 44% армян), жизнь после смерти (21% и 11%), колдовство и порчу (57% и 35%). Духоборцы - в большей степени "фаталисты", считающие, что "моя жизнь не в моих руках: она управляется извне". Такого мнения придерживается 35% духоборцев и лишь 3% армян. Ежедневная молитва важна для 33% духоборцев (только для 13% армян), а для 39% молитва - это "средство укрепить себя в трудную минуту, помогающее принять правильное решение" (29% среди респондентов-армян). Со словом "Джавахетия" у 25% духоборцев ассоциируется понятие "наша религия", а у 42% - "наши святые места, могилы отцов и дедов". Среди армян так же считает только 2% и 9% соответственно.

Но главные различия между армянами и духоборами - в их восприятии друг друга. Духоборцы гораздо более пессимистичны в оценке отношений с новыми соседями. Только 3% думают, что "отношения очень хорошие" по сравнению с 34% среди армян, а 55% придерживаются мнения: "отношения напряженные, возможны конфликты" (лишь 3% армян). На постоянные проявления национальной неприязни к русским в собственном селе жалуются 13% духоборцев, а еще 38% сталкивались с этими проявлениями эпизодически. Доля же армян, заявивших о постоянном (2%) или эпизодическом (9%) негативном отношении со стороны духоборцев, гораздо ниже.

Две трети духоборцев считают армян пришельцами, скупающими дома и не уважающими обычаи духоборцев. И только 20% армян обвиняют духоборцев в неуважении к их традициям и в высокомерии. 57% духоборцев считают армян "гостями" в этих краях по сравнению с 18% респондентов-армян, назвавших гостями как раз духоборцев. Соответственно, среди духоборцев в 1.5 раза больше тех, кто убежден, что "армяне должны уважать наши законы и обычаи, если хотят остаться здесь жить", аналогичные требования выдвигают 81% и 54% армян соответственно.

На просьбу указать основные причины напряженности в отношениях духоборцы говорили, что "армяне пытаются вытеснить нас из этих мест" (45%), "армяне показывают чувство превосходства над другими народностями" (43%), "у армян и духоборцев сильно отличаются житейские привычки и обычаи" (29%). Армяне основными факторами напряженности считают "общие трудности повседневной жизни" (50%), "отличия в житейских привычках и обычаях" (30%) и "разное отношение к труду у армян и духоборцев" (11%).

Может сложиться впечатление, что духоборцы выдвигают гораздо больше претензий к армянам, в то время как последние демонстрируют готовность уживаться. Так оно и есть, но связано это не с неприязнью духоборцев к армянам как нации, а с традицией духоборцев жить по законам своей замкнутой общины.

Можно назвать такое отношение "нетерпимостью", а можно - "приверженностью традиции", в зависимости от точки зрения. В конце концов именно верность традиционному укладу жизни хранила "Духоборию" на протяжении более чем полутора столетий.

Автор выражает искреннюю признательность за помощь и поддержку главе комитета по социальной интеграции парламента Грузии Геле Кварцкелия, председателю Гореловского сельсовета Любови Деминовой, руководителям кооператива "Духоборец" Федору Гончарову и Кузьме Ослопову, а также добровольным помощникам - жителям села Гореловка за содействие в проведении социологического опроса, несмотря на давление со стороны властных структур Нино-Цминдского района.

источник: "Независимая газета"

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Темы дня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

26 ноября 2024, 11:49

25 ноября 2024, 12:09

25 ноября 2024, 11:14

24 ноября 2024, 19:22

Абхазия: как Бжания объясняет свои попытки удержать власть Абхазия: как Бжания объясняет свои попытки удержать власть НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ "Точка невозврата еще не пройдена", — заявил президент Абхазии, не уточнив, что он имеет в виду. При этом Аслан Бжания согласился подать в отставку при условии, что участники протестной акции разойдутся, в противном случае он отзовет заявление, следует из текста соглашения с оппозицией. Подробнее читайте на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/category/abkhazia_crisis 19 ноября 2024, 01:20 Тбилиси: наблюдатели требуют повторных выборов Тбилиси: наблюдатели требуют повторных выборов НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Наблюдатели, проводившие мониторинг выборов в парламент Грузии, организовали акцию протеста в Тбилиси. Их протест поддержали оппозиционные партии, которые провели шествие в центре города. Протестующие собрались перед зданием парламента и потребовали провести повторные выборы. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405691 18 ноября 2024, 00:36 Ереван: Тунберг протестует против COP29 Ереван: Тунберг протестует против COP29 НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Перед зданием офиса ООН в Ереване прошла протестная акция "Stop Greenwashing Genocide!" Экоактивисты организовали акцию в ответ на решение ООН провести климатическую конференцию COP29 в Баку. В акции протеста в Ереване приняла участие Грета Тунберг, ранее присоединившаяся к протестующим в Тбилиси, но отказавшаяся ехать на COP29 в Баку. Между тем конференция в Азербайджане стала одним из самых глобальных саммитов на постсоветском пространстве. В Баку прибыли свыше 50 глав государств и правительств, 80 тысяч участников саммита. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405639 15 ноября 2024, 23:49 Протестующие взяли в осаду парламент Абхазии Протестующие взяли в осаду парламент Абхазии НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Участники протестов против инвестиционного соглашения с Россией прорвались во двор парламента Абхазии. Силовики вытеснили толпу за ограду и перекрыли брешь машиной спецтехники. Протестующие продолжили сносить забор, в ответ силовики начали забрасывать их дымовыми шашками. Позже к участникам протеста вышел глава СГБ и министр МВД. После переговоров силовики отправились передавать требования протестующих президенту. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405616 15 ноября 2024, 15:10 Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Жесткое задержание противников инвестиционного соглашения с Россией спровоцировало массовые беспорядки в Абхазии. Силовики в Сухуме 11 ноября задержали пять человек, участвовавших в собрании общественности Гудаутского района. С требованием освободить задержанных возмущенная толпа попыталась штурмовать здание Службы госбезопасности. Протестующие перекрыли мосты на въездах в Сухум. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405502 12 ноября 2024, 13:49 Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54